logo
лекции ПФВиС 2012

2.2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры

Восприятие — это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это прежде всего чувственное познание. Так как, с одной стороны, оно возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой — отражает в сознании человека это воздействие, а затем идет осмысливание увиденного, услышан­ного, почувствованного. Главная роль восприятия — получение ин­формации из внешнего мира и о самом себе, воспринимая кото­рую, человек ориентируется в пространстве, в ситуации, контро­лирует выполняемые действия, оценивает свои чувства и состояния окружающих, получает новые сведения.

Различают восприятие величины и формы предметов, их удален­ность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, вре­мени и т.д.

Остановимся на наиболее важных для физической культуры видах восприятия.

Восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуще­ствлением глазомерной функции. Здесь возможны два случая: если расстояние до объекта не более 6 метров, удаленность и глубина определяются путем конвергенции (сведения зрительных осей глаз на фиксируемом объекте); если же расстояние до объекта превышает б метров, происходит своеобразное приспособление глаз — аккомодация (рефлекторное изменение кривизны хру­сталика глаза).

С помощью глазомера, кроме всего прочего, определяется точ­ность многих баллистических движений. Особое место занимает глазомер во время туристических походов и при ориентировании на местности. При работе с учениками учителю физической куль­туры следует отметить, что некоторые условия восприятия могут искажать восприятие пространства.

Например, дом на фоне неба кажется ближе, чем на фоне леса или горы, ярко освещенные предметы кажутся ближе. Важно от­метить, что восприятие глубины всегда связано с переоценкой истинного расстояния. Это, как правило, создает дополнитель­ные трудности при обучении детей нырянию, прыжкам с трамп­лина или с вышки.

Восприятие направления является разновидностью простран­ственного восприятия. С его помощью человек узнает, где в про­странстве находятся объекты по отношению к нему самому. Это восприятие осуществляется при помощи зрительных и слуховых ощущений. Такие способности необходимо развивать у учащихся на уроках физической культуры.

Восприятие движения отражает в человеческом сознании из­менение положения объектов и самого наблюдателя во времени и пространстве. Для физического воспитания роль этого вида вос­приятия особенно велика, так как образ физических упражнений возникает не только из отдельных поз, но и из смены их во време­ни и пространстве (имеет динамический характер).

Движение внешних объектов фиксируется, начиная с перифе­рии сетчатки глаза, что вызывает рефлекторный поворот глаз. Так изображение объекта переходит в центральное поле зрения, тогда объект различается и опознается. С помощью зрения человек по­лучает сведения о перемещении объектов двумя способами: не­посредственным восприятием (при фиксированном взгляде, при перемещении изображения по сетчатке глаза и с помощью про­слеживающих движений глаз за перемещением) и на основе умо­заключений (при сопоставлении положения объекта в двух после­довательных временных интервалах).

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Рецеп­торы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и об осуществляемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе мышц. Рецепторы суставных су­мок и связок информируют о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения вращения, поворота, наклона, ус­корения или замедления движений человек получает от вестибуляр­ного аппарата. Осязательные ощущения сигнализируют о достиже­нии человеком какого-либо объекта, о перемещении по какой-либо поверхности. Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений (несколько модальное восприятие) позволяет человеку определить форму, амплитуду, направление, продолжительность, ускорение и характер движения.

Важно отметить, что двигательные восприятия отличаются сла­бой отчетливостью, поэтому для того, чтобы у учеников развива­лась способность отчетливо воспринимать параметры собствен­ных движений, требуется тренировка, связанная с постоянным анализом своих ощущений, сопоставлением их с корригирующи­ми сигналами учителя.

Восприятие времени — это отражение в сознании длительнос­ти, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие времени — одна из составных частей интегрирования образа физических упражнений, поэтому трудно недооценить его значение для физической культуры. При восприятии времени боль­шая роль отведена опыту человека, приобретаемого им в течение жизни. Например, судить о длительности какой-либо выполняе­мой работы легче, если учитывать объем сделанного или прой­денный путь, сравнивать известные данные с получаемыми. Не случайно в спорте, чтобы определить интенсивность работы спорт­смена на дистанции и прогнозировать ее результаты, используют имеющиеся сведения о прохождении дистанции другими участ­никами соревнования. Следовательно, для развития способности воспринимать длительность события необходимо заполнить отрезки времени той или иной деятельностью.

Восприятие последовательности связано с представлениями о прошедшем, настоящем и будущем.

Особое место занимает восприятие темпа и ритма. Восприятие темпа отражает частоту смены движений, совершаемых в опреде­ленный период времени. Восприятие ритма — структуру периоди­чески повторяющегося во времени движения, соотношение меж­ду отдельными фазами движения. Темп больше характеризует цик­лические движения, а ритм — ациклические. Ритмический рисунок действия не обязательно предполагает равенство временных ин­тервалов между отдельными частями физического упражнения, поэтому воспринимать ритм всегда труднее, чем темп.

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внима­ния, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприя­тия.

Как сформировать умение наблюдать! Наблюдение — это целе­направленное, планомерное восприятие объектов для их позна­ния. Это активный, часто напряженный процесс, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдая, человек ищет ответы на интересующие его вопро­сы. В этом процессе определенную роль играет мышление. Оно помогает отделить главное от второстепенного, закономерное от случайного.

Организуя наблюдения, проводимые на уроке, учитель физи­ческой культуры, как правило, начинает с постановки перед сво­ими учениками учебной задачи: например, когда ставит специ­альную задачу по наблюдению за высотой отскоков мяча при его ведении в баскетболе, за положением туловища легкоатлета при выполнении «разбега» после низкого старта в беге на 100 метров.

На основе задачи по наблюдению ученик составляет план его проведения. Это важный элемент организации, который дает-возможность избежать стихийности восприятия, при котором могут быть упущены главные, существенные моменты выполнения тех или иных действий.

Результаты наблюдений необходимо фиксировать, обсуждать с учениками. В обсуждении должны быть отражены все основные моменты, связанные с задачами наблюдения.

Грамотно организованное наблюдение способствует приобре­тению учениками опыта, что повышает быстроту, точность и объем восприятия. Все это помогает развитию способности рациональ­ного и полноценного восприятия учебного материала.

Что значит - оптимизировать учебную информацию! Как от­мечалось ранее, слишком большой объем информации рассеива­ет внимание, создает напряженность.

Как показывает практический опыт, ученики спешат воспри­нять всю информацию. Это приводит к торопливости, к недоста­точному осмыслению и закреплению учебного материала.

Малый объем информации снижает эффективность восприятия. Следует добавить, что к снижению эффективности восприя­тия приводит и излишнее «разжевывание» информации, и недо­статок сведений.

Как вести учет индивидуальных особенностей восприятия! В пси­хологии выделяют четыре типа восприятия и наблюдения: анали­тический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать прежде всего детали, част­ности воспринимаемого. Часто такому человеку трудно понять основной смысл изучаемого объекта или явления. С учениками, не обладающими аналитическим типом восприятия, следует про­водить дополнительные занятия, выделяя главное, основное в учебном материале и отбрасывая второстепенное.

Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью человека к обобщенному отражению воспринимаемого объекта или явления, к определению основного смысла. Люди этого типа не любят вникать в подробности, детали. Для них главное — соста­вить общее представление. При работе с учениками, обладающи­ми синтетическим типом восприятия, учитель должен проверять полноту сформированного образа, например изучаемого физи­ческого упражнения, детализируя информацию.

Аналитико-синтетический тип восприятия характеризуется стремлением человека как к анализу, так и к синтезу в равной степени. Этот тип наиболее эффективен для восприятия учебного материала. Учеников с таким типом восприятия большинство.

Эмоциональный тип восприятия характерен для людей, выра­жающих свои переживания по поводу воспринимаемого объекта или явления. Они склонны подменять реальное предметное отра­жение увиденного и услышанного своим отношением и пережи­ваниями. Ученики с эмоциональным типом восприятия требуют к себе особого внимания. Для них необходимы повторные показы, объяснения, так как при повторении у этих школьников исчезает эмоциональная реакция на сущность учебного материала, и вос­приятие получает новое направление, нередко ошибочное.