logo
лекции ПФВиС 2012

5.3. Умения учителя физической культуры

Умения учителя физической культуры делятся на конструк­тивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения помогают учителю планиро­вать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и стро­ить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее пла­нирование, планировать приобретение и ремонт спортивного обо­рудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией на­меченных планов. Учитель должен уметь организовать свою дея­тельность и деятельность учеников.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с ок­ружающими - это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуника­тивные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникатив­ные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный мате­риал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к заня­тиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозиро­вать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с ана­лизом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и уме­ние проводить элементарные исследования, анализируя их резуль­таты.

Двигательные умения отражают прежде всего умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школь­ников. К двигательным умениям учителя физической культуры от­носятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд при­кладных умений, необходимых при ремонте спортивного обору­дования и инвентаря, в туристических походах и т.д.