3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий
Как отмечалось ранее, основу регуляции движений составляют двигательные, зрительные и слуховые ощущения, которые порождают полимодальные восприятия.
Двигательные ощущения доставляют в мозг информацию о ходе выполнения действий, о возникающих рассогласованиях или о несоответствии движений условиям деятельности. Так в процесс переработки включаются представления и механизмы мышления. Определенное значение имеет и память. На основе проводимой психической деятельности в действия, если нужно, вносятся коррективы.
Без специальной тренировки двигательные ощущения имеют значительные отклонения от необходимой точности. Для развития точных двигательных ощущений (мышечного чувства) требуется многократное повторение движений. В процессе тренировки развивается координированность действий и параллельно с этим формируются двигательные ощущения (чувство амплитуды, длительности и интенсивности), оптимальные для точного выполнения движений.
В каждом виде спорта отчетливость двигательных ощущений развивается в определенном направлении. Специализация зависит от своеобразия координационных характеристик движений в технике физических упражнений, от особенностей задействованных мышечно-двигательных систем, выполняющих ведущую роль в двигательной деятельности.
Экспериментально показано, что высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в высокой спортивной форме, способны выполнять движения с точностью амплитуды до 0,3 с, по длительности - до 0,1 с, по интенсивности усилий - до 500 г, причем главную роль в воспроизведении движений играет мышечное чувство.
Следовательно, для успешного формирования у спортсменов так необходимых им двигательных ощущений, особенно в период овладения техникой спортивных упражнений, тренеру важно направлять мысли воспитанников на анализ возникающих ощущений как при правильном, так и при ошибочном выполнении движений.
- 1.5.Задачи психологии физического воспитания и спорта
- 2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
- 2.2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
- 2.3. Особенности мыслительной деятельности
- 2.4. Особенности проявления памяти
- 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
- 2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
- 2.7. Дидактические принципы
- 3.1. Психологическая характеристика физических качеств
- 3.2.Психологические особенности двигательных навыков
- 3.3. Стадии формирования двигательных навыков
- 3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий
- 3.5. Специализированные восприятия в спорте
- 3.6. Роль представлений в управлении движениями
- 3.7. Реакция в спорте
- 3.8. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
- 3.9. Предсоревновательные психические состояния
- 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
- 3.11. Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности
- 5.1. Деятельность учителя физической культуры
- 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
- 5.3. Умения учителя физической культуры
- 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
- 5.5. Авторитет учителя физической культуры
- 5.6.Психологические особенности личности тренера