logo
лекции ПФВиС 2012

3.4. Двигательные ощущения - основа саморегуляции моторных действий

Как отмечалось ранее, основу регуляции движений составляют двигательные, зрительные и слуховые ощущения, которые по­рождают полимодальные восприятия.

Двигательные ощущения доставляют в мозг информацию о ходе выполнения действий, о возникающих рассогласованиях или о несоответствии движений условиям деятельности. Так в процесс переработки включаются представления и механизмы мышления. Определенное значение имеет и память. На основе проводимой психической деятельности в действия, если нужно, вносятся кор­рективы.

Без специальной тренировки двигательные ощущения имеют значительные отклонения от необходимой точности. Для разви­тия точных двигательных ощущений (мышечного чувства) требу­ется многократное повторение движений. В процессе тренировки развивается координированность действий и параллельно с этим формируются двигательные ощущения (чувство амплитуды, дли­тельности и интенсивности), оптимальные для точного выполне­ния движений.

В каждом виде спорта отчетливость двигательных ощущений развивается в определенном направлении. Специализация зави­сит от своеобразия координационных характеристик движений в технике физических упражнений, от особенностей задействован­ных мышечно-двигательных систем, выполняющих ведущую роль в двигательной деятельности.

Экспериментально показано, что высококвалифицированные спортсмены, находящиеся в высокой спортивной форме, способ­ны выполнять движения с точностью амплитуды до 0,3 с, по дли­тельности - до 0,1 с, по интенсивности усилий - до 500 г, при­чем главную роль в воспроизведении движений играет мышечное чувство.

Следовательно, для успешного формирования у спортсменов так необходимых им двигательных ощущений, особенно в период овладения техникой спортивных упражнений, тренеру важно на­правлять мысли воспитанников на анализ возникающих ощуще­ний как при правильном, так и при ошибочном выполнении дви­жений.