6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
Искусство -одна из форм общественного сознания и специфической человеческой деятельности, оно возникло в эпоху раннего палеолита за 40-20тыс. лет до н.э.как способ отражения действительности в художественно- образной форме. Такое понимание искусства сложилась значительно позднее. Первыми теоретиками искусства стали древнегреческие философы Аристотель, Платон, Сократ.
Применительно к НХК взаимодействие искусств выступало в течении длительного времени как вид ремесленной деятельности. Специальная группа людей(т.н.художников) появилось намного позднее. Чтобы понять место каждого из искусств в НК на разных этапах ее развития необходимо выявить факторы, определяющие специфическое соотношение разных видов. Взаимопроникая и взаимодополняя друг- друга слово, пение, элементы драматического и танцевального искусства составляют целостную художественную культуру.
Поэтому в фольклоре трудно определить ведущее положение того или иного искусства. Если фольклор изначально синкретичен, то современное состояние можно определить как синтез искусств в фольклоре.
Следует отметить, что эта закономерность применима к традиционной ХК вообще. Тем не менее в каждой конкретной форме проявления НК разные искусства играют разную роль.
Духовенство отрицательно оценивало зрелищные формы в которых воспроизводились свойственные языческие мировоспитанию картины. Зрелища были связаны прежде всего с чувственным началом, страстями, т.е со всем тем, что христианство стремилось абуздать и подчинить духовному искусству.
Любопытно отметить и факт современного поминального обряда, связанного с тем, что поминающие завершают нередко обильную трапезу со спиртным, а порой и с песнями и с другими увеселениями.
Такие мероприятия категорически осуждаются церковью, однако находят свое подтверждение в истории славянства, когда на похоронах зажигали костры, пели и обильно угощались.
В НК огромное значение предавалось не только зрелищным формам, росло значение других форм. Например, изобразительных и словесных. Первые образцы изобразительных форм предшествующих костяной скульптуре на пещерных рисунках просматриваются в умении человека создавать изящные орудия труда.
Орнамент появляется как украшение на орудий труда, предметах быта, на человеческом теле. Орнамент уже связан с техникой плетения, гончарства, ткачества. Затем орнамент соединяется с изобразительностью, пластикой.
В архаических формах театра, в ритуалах пантомима и ритмика господствовали над словесным текстом.
Исследователи, анализирующие литературные формы, нередко выводят их из мифа, поскольку миф является первым литературным сюжетом. Но первоначальные формы связаны не столько с устным рассказом, сколько с пластикой, пантомимой, с элементами драматургии.
Природа танца не понятна без соотнесенности с мифом. Танцевальное действо имеет сакральное значение в сущности это повторения танца совершаются или богами или предками, или героями в процессе создания космоса.
Т.о., всякий танец - это ритуальное действие соотносимое со творением космоса. Танцы некоторых народов совершаются в виде инновационных ритуалов и их исполняют, чтобы воспроизвести первый день творения космоса предками. Используя маски, призванные олицетворять Богов животных, характерные типажи людей( пьяницу, богатею, нищего и т.д.) танцующий воспроизводит не только окружающее, но и историю. Они воспроизводят в художественно- образной форме- жизнь, природу, чувство человека. В. Я. Пропп считал, что мир создается через пляску.
Следует обратить внимание также и на то, что язык танца не только являлся идеальным для воспроизведения реальностей мира, но и исполнял функцию разграничения мифа от не мифа, праздника от повседневности. Танец использовался в функции рамки «для отделения игры от не игры», с помощью языка танца воспроизводился мир контрастный по отношению к миру реальному.
Интересные наблюдения над синтетической природой искусства выявляются путем сопоставления народ.танцев искусства и орнамента. Здесь еще больше совпадений: в темах и символах, которая имеет прямое отношение к космогоническим представлениям.
Т.образом, во всех пластах НК тесно связанной с христианской церковной жизнью или же имеющая более самостоятельное значение. Искусство представляет как единый нераздельный комплекс. Разделение и дифференциация искусства характерна для новейшей истории произошли намного позднее.
Разумеется на ранних этапах не христианство, а язычество определило место и положение жанров искусства в народной культуре. С распространением христианство жанровое соотношение резко изменилось, т.к все зрелищно- драматические жанры были оттеснены на задний план идеалами скромности, и аскетизма( воздержание).
На 1 план выступают вербальные жанры, ибо божественное учение велело преклонятся перед божьим словом.
Эти образцы, изделия, произведения воспринимаются НК, перерабатываются ею в соответствии с традициями. Перерабатываться они могут как профессионалами так и самодеятельными мастерами и исполнителями. Грань между 1 и 2 в настоящее время весьма условно.
О профессионализме можно говорить как о некой качественной эстетической характеристике произведений, создаваемых и функционирующих в НК. В истинности фольклоре эстетические характеристики будут смещаться от полного соответствия традиции к уровню отражения образности стилевых черт и технического мастерства исполнителей и художника.
Т.образом, суть профессионализма будет по- особому проявляться и по- разному оцениваться в каждом случае. Фольклорный танец на сцене должен соответствовать в 1 очередь критериям художественности сценического искусства. Т . обр. следование традициям уходит на 2 план. В послед годы в НК расширяется специфический слой явлений основными критериями которых стало художественность, т.е творчество оценивают по уровню мастерства. Ориентация проводимых конкурсов, смотров, фестивалей оценивается также поэтому уровню.
Следует особо отметить, что профессионализм имеет 3типа, устно- поэтический, музыкально- драматический, изобразительный.
Часто эти жанры оцениваются по- одному шаблону, между тем например руководство фольклорных коллективов это совершенно особое явление. Исполнение аутентично фольклора на сцене может показаться слабо профессиональным, хотя фольклор не предназначен для исполнения на сцене. Очень важно учитывать подвижность и условность критерия профессионализма. Аутентичный фольклор часто оценивается эстетическими критериями степенью владения техническими приемами. Напр. танцевального. Поэтому важно разобраться в адекватности используемых оценочных критериев, характеру явления не на оценку явлений единого порядка на оценку явлений другого порядка.
В России профессионализм как критерий творчества существовал в единстве с непрофессиональным статусом нар. исполнителя. Такие крупные представители любит. творчества как Андреев, Будаков не только вывели нар. искусство на сцену, но и сами стали 1-ымипрофесс.деятелями. Ими в19 нач.20вв были организованы курсы по подготовке руководителей из числа сельских учителей, солдат, крестьян. Подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры