logo
вторая часть

7. Сущность и функции нхк

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий. Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I.

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Основные функции народной художественной культуры:

полифункциональность содействует универсальному

воздействию на духовный мир личности —

разум, чувства и волю.

Ю. Борев, например, к числу

основных отнес общественно-концептуальную, информационно-

коммуникативную, воспитательную, внушающую,

эстетическую и гедонистическую функции. А.Ф. Ефремов

считал, что таких функций восемь: социально-организующая,

просветительная, воспитательная, гедонистическая,

коммуникативная, компенсационная, оптимизирующая,

эвристическая, причем к основной, ведущей он относил

коммуникативную.

Л.Н. Столович, в свою очередь, анализировал уже

четырнадцать функций: эвристическую, социально-организующую,

коммуникативную, воспитательную, социализирующую,

познавательную, просветительную, прогностическую,

оценочную, катарсическую, суггестивную,

компенсационную, гедонистическую, развлекательную.

Ю. Лукин сводил этот перечень к девяти функциям: познавательной,

коммуникативной, социальной, ценностноориентационной,

социально-организующей, семиотической,

гедонистической, зрелищной, эстетической.

По нашему мнению, функции художественной культуры

можно условно разделить на несколько групп, поскольку

они часто дублируют друг друга, обозначая по-разному

одно и то же содержание. Первая группа касается вопросов,

связанных с информационными возможностями культуры:

информационная (культура как средство накопления

и передачи информации), функция накопления и хранения

информации (способствует передаче от поколения к

поколению человеческого опыта), функция аккумуляции

культурных ценностей (сохранение и передача культурных

ценностей как в рамках данного поколения, так и будущим

поколениям), функция исторической преемственности

(культура, искусство как средство сохранения социального

наследования).

Вторая группа функций охватывает вопросы роли культуры

в формировании социального облика личности: социализирующая

или персонифицирующая функция (культура

способствует процессу социально-культурного

становления личности), функция социализации индивида

(культура как средство формирования личности в соответствии

с потребностями каждой социальной системы), проективная

функция (культура как средство создания «моделей

потребного будущего»).

Третья группа охватывает вопросы эстетического воздействия

культуры на личность: гедонистическая (искусство

как наслаждение), катарсическая (очищающая), компенсаторная

(способствующая духовной гармонии человека),

зрелищная (искусство как развлечение, зрелище, игра),

проективная функция (культура способствует эмоциональной

разрядке личности, «снимает» избыток

ческих напряжений как биологического, так и социального

происхождения).

Кроме того, необходимо выделить и такие функции

культуры, как художественно-концептуальная (философичность

или искусство как анализ состояния мира), функция

предвосхищения («кассандровское начало», или искусство

как предсказание), внушающая (искусство как

воздействие на подсознание), сигнификативная (функция

осмысления и обозначения предметов, действий человека),

индивидуализирующая функция (культура создает условия

и предоставляет материал для развития индивидуальных

склонностей и задатков), защитная (культура ограждает

личность от неблагоприятных воздействий и изменений

среды).

Безусловно, перечень функций художественной культуры

мог бы быть продолжен, что еще раз, с одной стороны,

подтверждает полифункциональность культуры и многообразие

форм ее воздействия на личность и общество, а с

другой — свидетельствует о множественности аспектов,

углов зрения, под которыми можно рассматривать функционирование

такой сложной динамической системы, какой

является художественная культура.

Такое разноречивое толкование функций искусства

объясняется, по-видимому, чрезвычайной сложностью

последнего как реально функционирующего общественного

явления, а главное — отсутствием единой точки зрения

на исходные принципы, ложащиеся в основу выделения

ведущей функции культуры в целом и искусства в частности

и на основе которых строится вся полифункциональная

система искусства.

эстетическая сфера включает сферы собственного

творчества, распространения и сохранении художественного

восприятия и воздействия, а также сферу

наук об искусстве и художественную критику.

Прежде чем перейти к более обстоятельному рассмотрению

функций художественной культуры, остановимся на

определении самого понятия «функция культуры» Термин

«функция» (от лат. «совершение», «исполнение») oдна из

фундаментальных категорий культуры, отражающая отношение

двух или нескольких объектов, когда изменение одного из

них обязательно ведет к изменению другого.

Функция культурного явления выражает его роль в

человеческой практике, отношение этого явления к по-

требностям людей

Функция культурного явления реализуется через психологические,

экономические, организационные связи общества

посредством функциональных элементов культуры.

В ходе общественного развития может

также происходить своего рода перераспределение

функций между различными культурными институтами,

«переосмысливание», «переозначивание» культурных явлений.

Так, театр из религиозного культового в прошлом

действия теперь превратился в средство развлечения. Предметы

культа — живопись, музыка, архитектура приобрели

значение эстетических явлений. Наука, заполнявшая когда-

то досуг обеспеченных людей, стала теперь ведущей

производительной силой общества. Такое изменение социальных

функций культуры обусловливается появлением

новых общественных потребностей, которые не только

порождают специфические «культурные ответы», но и ставят

себе на службу ценности и нормы, функционировавшие

в других общественных сферах. Так происходит процесс

совершенствования функциональных форм культуры,

в ходе общественного процесса изобретаются новые, более

действенные ее формы.

На нынешнем этапе развития нашего общества роль и

значение отдельных функций культуры также несколько

изменяются. Если на каких-то этапах важное место занимала

чисто просветительная, информационная функция

культуры, то теперь все большее значение приобретают

функции преобразования действительности, утверждения

подлинно гуманистических ценностей и норм, развития

социальной активности личности.

Вместе с тем основные функции культуры на протяжении

известного нам периода истории сохраняются. Постоянство

основных функций культуры (познавательной,

общественно-преобразующей, коммуникативной, аксиологической)

обусловлено спецификой отношения человека

к миру, главным содержанием которого является трудовая

деятельность людей, их общение друг с другом в

трудовом процессе, когда определенной системе деятельности

человека соответствует какая-либо из основных функций

культуры.

эстетическая

функция, с одной стороны, призвана способствовать

развитию в человеке творческого начала, вырабатывать

восприятие окружающего мира по законам красоты, с

другой — быть средством воспитания реципиента — слушателя,

зрителя, читателя, способного воспринимать

искусство.

Уже в процессе возникновения искусство как основная

часть художественной культуры осуществляло несколько

социальных функций: служило средством познания окружающего

мира и способом выражения мыслей, чувств,

стремлений человека; являлось формой общения людей

между собой; доставляло эстетическую радость; развивало

творческие способности человека. Главное же состоит в

том, что оно возникло как форма осознания человеком себя

в мире своих связей с окружающей действительностью

путем создания художественных образов, органично соединяющих

в себе живое, конкретно-чувственное и в то же

время обобщенное отражение существующих явлений и

процессов жизни с их оценкой, с выражением отношения

к ним человека.

Таким образом, искусство, удовлетворяя многообразие

человеческих потребностей, воплощает в себе все многообразие

проявлений человеческой жизнедеятельности. По

своей природе искусство полифункционально и в этом состоит

его специфика, принципиальное отличие от других

форм общественного сознания. Специфическими являются

как предмет искусства, так и его социальные функции.