logo
вторая часть

13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира

Миф – это символическое понятие, обозначающее символическое

повествование в религии, в отличие от символического поведения (культ,

ритуал) и символических мест и предметов (предметов культа). Мифы

представляют собой своеобразные сообщения о богах и сверхчеловеческих

существах, вовлеченных в особые события или обстоятельства,

происходящие во времени, которое не уточняется, но считается

существующим вне обычного человеческого опыта. В отношении мифов,

как и в отношении всего религиозного символизма, не предпринимаются

попытки доказать их подлинность или хотя бы дать им правдоподобное

толкование. Миф в контексте культуры, выстроенной на его основе, является

авторитетным и не нуждается в каком-либо обосновании.

Слово «миф» происходит от греческого «mythos», которое имеет

множество значений, начиная от значения «слово», «сказание», «рассказ» до

«вымысла». Миф бесспорно достоверен, это в греческом языке доказывает

существование слова «logos», тоже переводится как слово, рассказ, и его

достоверность или истинность, в отличие от мифа, может быть доказана и

продемонстрирована.

Природа мифа двойственна – одновременно иллюзорна и реальна. Для

наблюдающего извне – миф это абсурд, для находящегося в мифе – не8

требующая доказательств реальность, исходные условия для действования в

мире.

Миф являет собой результат мироотношения целых поколений народа

в естественности среды – в природе, примитивно организованном обществе.

Как результат мироотношения миф есть картина мира народа, он является

ставшей четкой структурой человеческого знания о мире, выражающая все

закономерности Космоса как Мирового порядка («Космос» - от греч.

«порядок»). Именно поэтому миф, по сути, является ядром народной

художественной культуры, стартовой площадкой для развития любой

культуры. Именно миф являет собой структуру Мира, Мировые законы и

систему человеческих ценностей, позволяющих человеку быть органическим

элементом этого мира, жить сообразно целому Космоса.

Основа мифологической картины мифа – представления о хаосе и

космосе, пространстве и времени. Высшей ценностью обладает та точка, где

представлен акт творения. Пространство мифа, как и сказки, прерывисто –

есть «свое» и «чужое».

Очень важное для духовной сферы понятие сакрального.

Миф являет структуру Космоса, общую для массы народов, поскольку

мироотношение народов в архаическое время исходной точкой имело

достаточно равные условия. Структура мира нераздельна, целостна и в то же

вреемя трехчастна. Мир непременно включает в себя следующее (в наиболее

распространенной – вертикальной модели):

1. Верхний мир – небесная сфера, мир божественный;

2. Средний мир – земная сфера, мир человеческий;

3. Нижний мир – подземная сфера, мир хтонических божеств.

В период смены культурного мифа происходит процесс

десакрализации исходного мифа и форм народной художественной

культуры, именно потому мы имеем их в качестве традиции и вор

всевозможных видоизменениях и обытованиях. Непосредственно из мифов

выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах, очень

близкие к тотемическим мифам и мифам о трикстерах — негативных

вариантах культурных героев) и волшебные сказки с их фантастикой.

В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы

инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов.

В актуальности же произведения фольклора и других форм народной

художественной культуры функционируют в качестве посредников между

человеком и мифом, человеком и миром, человеком и Космосом.