13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
Миф – это символическое понятие, обозначающее символическое
повествование в религии, в отличие от символического поведения (культ,
ритуал) и символических мест и предметов (предметов культа). Мифы
представляют собой своеобразные сообщения о богах и сверхчеловеческих
существах, вовлеченных в особые события или обстоятельства,
происходящие во времени, которое не уточняется, но считается
существующим вне обычного человеческого опыта. В отношении мифов,
как и в отношении всего религиозного символизма, не предпринимаются
попытки доказать их подлинность или хотя бы дать им правдоподобное
толкование. Миф в контексте культуры, выстроенной на его основе, является
авторитетным и не нуждается в каком-либо обосновании.
Слово «миф» происходит от греческого «mythos», которое имеет
множество значений, начиная от значения «слово», «сказание», «рассказ» до
«вымысла». Миф бесспорно достоверен, это в греческом языке доказывает
существование слова «logos», тоже переводится как слово, рассказ, и его
достоверность или истинность, в отличие от мифа, может быть доказана и
продемонстрирована.
Природа мифа двойственна – одновременно иллюзорна и реальна. Для
наблюдающего извне – миф это абсурд, для находящегося в мифе – не8
требующая доказательств реальность, исходные условия для действования в
мире.
Миф являет собой результат мироотношения целых поколений народа
в естественности среды – в природе, примитивно организованном обществе.
Как результат мироотношения миф есть картина мира народа, он является
ставшей четкой структурой человеческого знания о мире, выражающая все
закономерности Космоса как Мирового порядка («Космос» - от греч.
«порядок»). Именно поэтому миф, по сути, является ядром народной
художественной культуры, стартовой площадкой для развития любой
культуры. Именно миф являет собой структуру Мира, Мировые законы и
систему человеческих ценностей, позволяющих человеку быть органическим
элементом этого мира, жить сообразно целому Космоса.
Основа мифологической картины мифа – представления о хаосе и
космосе, пространстве и времени. Высшей ценностью обладает та точка, где
представлен акт творения. Пространство мифа, как и сказки, прерывисто –
есть «свое» и «чужое».
Очень важное для духовной сферы понятие сакрального.
Миф являет структуру Космоса, общую для массы народов, поскольку
мироотношение народов в архаическое время исходной точкой имело
достаточно равные условия. Структура мира нераздельна, целостна и в то же
вреемя трехчастна. Мир непременно включает в себя следующее (в наиболее
распространенной – вертикальной модели):
1. Верхний мир – небесная сфера, мир божественный;
2. Средний мир – земная сфера, мир человеческий;
3. Нижний мир – подземная сфера, мир хтонических божеств.
В период смены культурного мифа происходит процесс
десакрализации исходного мифа и форм народной художественной
культуры, именно потому мы имеем их в качестве традиции и вор
всевозможных видоизменениях и обытованиях. Непосредственно из мифов
выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах, очень
близкие к тотемическим мифам и мифам о трикстерах — негативных
вариантах культурных героев) и волшебные сказки с их фантастикой.
В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы
инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов.
В актуальности же произведения фольклора и других форм народной
художественной культуры функционируют в качестве посредников между
человеком и мифом, человеком и миром, человеком и Космосом.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры