12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
Существует множество определений художественной самодеятельности. Каждый пишущий о ней дает свое определение, исходя чаще всего из своих конкретных задач и ракурса изложения. В результате художественная самодеятельность предстает или формой потребления художественной культуры, или средством ликвидации сложившегося разрыва между художественным производством и художественным потреблением, между профессиональным искусством и художественной практикой масс. Многие ее рассматривают как вторую, дополнительную профессию и своеобразный прототип профессионального искусства; определяется она как часть художественной культуры, черта образа жизни, форма досуга, один из видов народного творчества и т.д.
В абсолютном большинстве работ (монографий, брошюр, статей, диссертаций) художественная самодеятельность до начала 90-х годов определялась как средство коммунистического воспитания (нравственного, эстетического, идейно-политического, трудового и т.д.). В одной из статей конца 80-х годов на основании обобщения большого массива литературы был сделан вывод, что художественное творчество сугубо социально-педагогическое явление.
В определениях художественной самодеятельности находят отражение следующие характерные признаки: первый их ряд связан с общими приметами, присущими творчеству масс; второй - отражает то особенное, что привносит в самодеятельность конкретный вид творчества - научное, техническое, художественное, литературное, трудовое; третий ряд характеризует конкретный вид творчества по художественным жанрам. При этом каждый аспект (социологический, педагогический, искусствоведческий) рассмотрения художественной самодеятельности и каждый ее жанр (музыкальный, театральный, танцевальный и т. п.) получают более конкретное, детальное описание.
Художественная самодеятельность - это социально-институционализированная форма народного творчества. Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов, лексики и т.д. Эту роль самодеятельность играет и по отношению к массовой культуре, выступая нередко ее составной частью.
Художественная самодеятельность занимает особое место среди других форм культуры, имеет свой ракурс освоения и отражения действительности, по-своему демонстрирует менталитет и сознание этноса. Зарождение и развитие самодеятельного художественного творчества или художественной самодеятельности в недрах народной художественной культуры носит исторически обусловленный характер.
Активизация духовной жизни в России на рубеже ХХ вв. явилась предпосылкой, обусловившей возникновение нового явления в массовом художественном творчестве. На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих форм прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Существующие жанры городского фольклора, любительского творчества постепенно трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.
Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора. До середины ХХ века как такового различия между данными понятиями не существовало. "Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, потому что фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора.
С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы. В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельность же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, то в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.
Понятие «самодеятельность» в качестве обозначения особой формы НТ появилось до революции. Тогда же была сделана попытка теоретически обосновать предпосылки появления самодеятельного творчества масс. Долгое время ХС рассматривалась как идеологическое средство, т.е. подручный инструмент партийных организаций.
Можно согласиться с мыслью о том, что понятие ХС понадобилось для того, чтобы определить новое явление, в то же время плановыми стояли ежегодные цифры роста коллектива участвующих. Т.о. ХС оказалась огосударствленной формой досуга.
К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. "Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов в этой области".
С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.
В 80-е гг. стали замедляться темпы роста, шло расслоение по исполнительству и жанровому составу. К к. 20 в. ХС всё дальше отходила от традиционных форм НК и ориентировалась на профессиональные нормы исполнительства. В конечном счёте началось вырождение многих положительных черт, присущих ХС на начальном этапе её истории.
Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.
И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим. Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.
Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1917-1932 гг.). Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.
Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.
Третий этап (1960-1991). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание "Народный". Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства - авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.
Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.
Следует отметить, что на данном этапе развития нашего общества самодеятельное художественное творчество трудящихся качественно изменилось. Если в течение длительного времени главным была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас её основой является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, потребности в самовыражении, приобщении к культурным ценностям. В работе самодеятельных коллективов всё более важной становится функция развития способностей, формирования личностных качеств и конкретной личности, усиления эстетических аспектов воспитания.
С 90-х гг. 20 в. вся НХК стала идентифицироваться лишь с фольклорными формами, традиционным творчеством. Фольклоризм, неофольклоризм, любительское творчество – всё жанры ХС стали считаться фольклором.
Классификация художественной самодеятельности.
I. По ориентации на основные пласты художественной культуры
1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);
2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);
3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).
II. По типам творчества
1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);
2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);
3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).
III. По степени организованности и субъекту организации
1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);
2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);
3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.
IV. По преобладающему виду деятельности
1. Объединения учебного типа (студии)
2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);
3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);
4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);
5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);
6. Объединения комплексного типа.
V. По месту локализации (расположения)
1. Сельская художественная самодеятельность
2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);
3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).
VI. По возрастному составу
1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);
2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);
3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры