Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
Термин «народная художественная культура» часто используется в
качестве аналога народного творчества. При этом целостное понятие
культуры и художественной культуры не является тождественным понятию
«творчество», а скорее включает в себя понятие творческого процесса как
основного средства, метода воплощения системы ценностей данной
культуры, как некоего обязательного элемента.
Понятие «народная художественная культура» определяет собой
особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам
этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен
существования этноса.
Как правило, выделяют следующие составляющие народной
художественной культуры:
1. Народные верования в качестве мифологии народа;
2. Фольклор словесный и музыкальный;
3. Декоративно-прикладное искусство;
4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий
разные формы народной художественной культуры.
Эта классификация условна, потому что, например, фольклором можно
назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство.
В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф
народа, являют собой исключительное ядро народной художественной
культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа
в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной
художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.
Проделав такого рода анализ, мы можем представить различные подходы к определению культуры, в зависимости от ее интерпретации как:
а) «искусственного» (в отличие от естественного) мира, совокупности всего, что создано человеком, что образует его «вторую природу», в отличие от мира «первой» природы, от всего того, что дано человеку естественным образом;
б) специфической для человека системы адаптации к среде, прежде всего, как системы технологий, создаваемых человеком для удовлетворения своих многообразных потребностей;
в) особой сферы общественной жизни, как совокупности специфически «культурных видов» деятельности, к которым относят преимущественно «высокие», творческие виды практики (как правило, главным образом, художественное творчество), а также соответствующие им институциональные формы, предназначенные для организации этой деятельности.
Понятие народная культура отличается обобщенностью и отсутствием четких содержательных границ. Понятию народная культура соответствует английский аналог popular сulture (народная, общедоступная, общераспространенная культура), восходящий к лат. popularis ‘местный, народный, принадлежащий к тому же народу’ и указывающий на степень охвата ею аудитории потребителей. Вариантом термина народная культура считается обозначение культура народных классов.
Народная культура отличается традиционностью, оттенком архаичности и старины, о чем свидетельствует смысл устойчивых выражений народная сказка, легенда, предание, песня, уходящих своими истоками в глубины истории. Отличительной особенностью народной культуры является коллективный характер творчества, поскольку произведения отдельных мастеров постоянно дополнялись и усовершенствовались последующими поколениями. Народную культуру часто определяет как совокупность популярных этнокультурных традиций, которым присуща консервативность форм и подвижность содержания.
Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.
Художественная культура представляет собой подсистему культуры, в которой вокруг искусства образуется сфера деятельности, обеспечивающая
эффективное для каждого конкретного общества протекание художественных процессов.
Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. При этом их различие не следует понимать буквально. Продукты духовной деятельности для собственно существования материализуются, а в материальной деятельности воплощается в духовное начало: мысли, планы, цели и т.д. Соотношение материального и духовного начал в данных слоях культуры противоположно. В художественном творчестве они проникают друг в друга, взаимоотождествляются, образуя духовно-материальную целостность, которую (по М.С. Кагану) называют художественностью.
Художественная культура вместе с тем - это также и среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении человек, так или иначе, соприкасается с миром художественной культуры, с определенными сторонами, компонентами, явлениями, институтами культуры, носителями культуры, её интерпретаторами и творцами. С первых же дней своей жизни ребенок сталкивается с погремушкой (первый музыкальный инструмент и одновременно - первое произведение декоративно-прикладного искусства), с колыбельной песенкой или убаюкивающим мелодически звучащим голосом (первое соприкосновение с музыкальным интонированием), он вместе с тем воспринимает и свое непосредственное предметное окружение - кроватку, коляску, комнату, мебель (дизайн и прикладное искусство). Постепенно он приучается внимательно разглядывать колечко на пальце матери, ее серьги, другие украшения, воспринимать детали её одежды, различать тембры и интонации голоса у окружающих его людей. Всё это вместе говорит об изначальном "погружении" человека прямо от рождения в художественно-эстетическую среду и постепенном формировании у него эстетической и художественной культуры.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры