logo
вторая часть

Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”

Термин «народная художественная культура» часто используется в

качестве аналога народного творчества. При этом целостное понятие

культуры и художественной культуры не является тождественным понятию

«творчество», а скорее включает в себя понятие творческого процесса как

основного средства, метода воплощения системы ценностей данной

культуры, как некоего обязательного элемента.

Понятие «народная художественная культура» определяет собой

особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам

этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен

существования этноса.

Как правило, выделяют следующие составляющие народной

художественной культуры:

1. Народные верования в качестве мифологии народа;

2. Фольклор словесный и музыкальный;

3. Декоративно-прикладное искусство;

4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий

разные формы народной художественной культуры.

Эта классификация условна, потому что, например, фольклором можно

назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство.

В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф

народа, являют собой исключительное ядро народной художественной

культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа

в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной

художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.

Проделав такого рода анализ, мы можем представить различные подходы к определению культуры, в зависимости от ее интерпретации как:

а) «искусственного» (в отличие от естественного) мира, совокупности всего, что создано человеком, что образует его «вторую природу», в отличие от мира «первой» природы, от всего того, что дано человеку естественным образом;

б) специфической для человека системы адаптации к среде, прежде всего, как системы технологий, создаваемых человеком для удовлетворения своих многообразных потребностей;

в) особой сферы общественной жизни, как совокупности специфически «культурных видов» деятельности, к которым относят преимущественно «высокие», творческие виды практики (как правило, главным образом, художественное творчество), а также соответствующие им институциональные формы, предназначенные для организации этой деятельности.

Понятие народная культура отличается обобщенностью и отсутствием четких содержательных границ. Понятию народная культура соответствует английский аналог popular сulture (народная, общедоступная, общераспространенная культура), восходящий к лат. popularis ‘местный, народный, принадлежащий к тому же народу’ и указывающий на степень охвата ею аудитории потребителей. Вариантом термина народная культура считается обозначение культура народных классов.

Народная культура отличается традиционностью, оттенком архаичности и старины, о чем свидетельствует смысл устойчивых выражений народная сказка, легенда, предание, песня, уходящих своими истоками в глубины истории. Отличительной особенностью народной культуры является коллективный характер творчества, поскольку произведения отдельных мастеров постоянно дополнялись и усовершенствовались последующими поколениями. Народную культуру часто определяет как совокупность популярных этнокультурных традиций, которым присуща консервативность форм и подвижность содержания.

Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на человека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.

Художественная культура представляет собой подсистему культуры, в которой вокруг искусства образуется сфера деятельности, обеспечивающая

эффективное для каждого конкретного общества протекание художественных процессов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. При этом их различие не следует понимать буквально. Продукты духовной деятельности для собственно существования материализуются, а в материальной деятельности воплощается в духовное начало: мысли, планы, цели и т.д. Соотношение материального и духовного начал в данных слоях культуры противоположно. В художественном творчестве они проникают друг в друга, взаимоотождествляются, образуя духовно-материальную целостность, которую (по М.С. Кагану) называют художественностью.

Художественная культура вместе с тем - это также и среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении человек, так или иначе, соприкасается с миром художественной культуры, с определенными сторонами, компонентами, явлениями, институтами культуры, носителями культуры, её интерпретаторами и творцами. С первых же дней своей жизни ребенок сталкивается с погремушкой (первый музыкальный инструмент и одновременно - первое произведение декоративно-прикладного искусства), с колыбельной песенкой или убаюкивающим мелодически звучащим голосом (первое соприкосновение с музыкальным интонированием), он вместе с тем воспринимает и свое непосредственное предметное окружение - кроватку, коляску, комнату, мебель (дизайн и прикладное искусство). Постепенно он приучается внимательно разглядывать колечко на пальце матери, ее серьги, другие украшения, воспринимать детали её одежды, различать тембры и интонации голоса у окружающих его людей. Всё это вместе говорит об изначальном "погружении" человека прямо от рождения в художественно-эстетическую среду и постепенном формировании у него эстетической и художественной культуры.