14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
Основой любой языческой религии является многобожие или панте-
изм. Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его де-
ятельности – государственная, хозяйственная, военная, семейная – на-
ходились под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, ког-
да появились первые письменные сведения о славянах, у них начала
складываться более или менее устойчивая религиозная система, в ко-
торой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Си-
стема эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую сту-
пеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общи-
ми и важными функциями одни повелевали природными явлениями,
другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи
помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отно-
шения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. По-
этому богам ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), им по-
клонялись и приносили жертвы.
В древнерусских книгах, обличающих языческие верования, перечис-
ляются боги и низшие мифологические существа, которым поклонялись
восточные славяне. Набор этих имен почти полностью повторяется в раз-
ных источниках: Перун, Хорс, Симаргл, Огонь-Сварожич, Волос, Мокошь,
а также Вилы (тридесят сестрениц), Род и Рожаницы.
.. Но только о трех известных нам богах можно с большой долей уверенности говорить, что
им поклонялись на всей территории Древней Руси.
Верховным божеством наших предков был Перун, бог грома и мол-
нии. Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Пе-
руна – камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, от-
чего образуется гроза. Из дней недели Перуну был посвящен четверг,
из животных – конь, а из деревьев – дуб.
Древнерусские источники постоянно называют Волоса «скотьим бо-
гом». Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и прежде всего
скотоводству. В Древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью,
олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также
важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по
количеству скот а, которым он владел. И получается, что Волос был
не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе
Волоса важную роль играют шерсть, волос – все это символы дос-
татка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный
обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а так-
же устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги
жили богато и имели много детей).
Вероятно, именно Волос был могучим противником Перуна в древ-
них языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей,
кто занимается реконструкцией «основного» мифа, а причину распри
богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единствен-
ного известного нам женского божества Мокоши, которую считают суп-
ругой громовержца Перуна.
Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями еще
в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской
мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания,
а ее имя наводит на мысль, о мокроте, влаге, воде. Мокошь покрови-
тельствовала всем женским занятиям, в особенности прядению. И по-
читали ее преимущественно женщины. Из дней недели Мокоши была
посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали –
из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся
вплоть до начала XX века.
Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей
культ реально существовал в русской народной культуре еще в течение
веков после принятия христианства. Ее образ, пусть и в измененном виде,
сохраняется в современной северорусской мифологии.
В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собрани-
ях, которые вели посвященные жрицы. Мокошь изначально, по-видимо-
му, являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским
священникам воплощением всего темного, телесного, низменного. В древ-
нерусских рукописях почитание богини приравнивается к блудодейству.
Некоторые славянские божества, упоминания о которых мы находим
в древнерусских памятниках, не попали в пантеон князя Владимира. В
их числе оказался Сварог (Сварожич) – бог или дух огня. В поучени-
ях, направленных против приверженцев язычества, говорится, что они
«куры режут и огню молятся, зовя его сварожичем», или просто «огню
сварожицу молятся». Если Сварог был богом огня вообще, а Дажьбог
лишь его разновидности – Солнца. Древнее божество огня не остави-
ло в народной культуре никаких следов, но почитание огня как чистой,
святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в
XIX—XX веках народные представления об огне дают основание ду-
мать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение
стихии, а не оформившееся божество, и почитание огня у славян было
скорее почитанием одной из сил природы – как воды, земли, деревьев,
– чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и
других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь».
В Древней Руси верили не только в высших и низших богов – наши
предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: зем-
лю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческая вера, заставляв-
шая человека относиться ко всему в природе как к живым существам,
породила особые представления о душе – отдельной от физической обо-
лочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой об-
ладает не только человек, но и все элементы природы.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры