logo
вторая часть

14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей

Основой любой языческой религии является многобожие или панте-

изм. Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его де-

ятельности – государственная, хозяйственная, военная, семейная – на-

ходились под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, ког-

да появились первые письменные сведения о славянах, у них начала

складываться более или менее устойчивая религиозная система, в ко-

торой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Си-

стема эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую сту-

пеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общи-

ми и важными функциями одни повелевали природными явлениями,

другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи

помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отно-

шения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. По-

этому богам ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), им по-

клонялись и приносили жертвы.

В древнерусских книгах, обличающих языческие верования, перечис-

ляются боги и низшие мифологические существа, которым поклонялись

восточные славяне. Набор этих имен почти полностью повторяется в раз-

ных источниках: Перун, Хорс, Симаргл, Огонь-Сварожич, Волос, Мокошь,

а также Вилы (тридесят сестрениц), Род и Рожаницы.

.. Но только о трех известных нам богах можно с большой долей уверенности говорить, что

им поклонялись на всей территории Древней Руси.

Верховным божеством наших предков был Перун, бог грома и мол-

нии. Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Пе-

руна – камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, от-

чего образуется гроза. Из дней недели Перуну был посвящен четверг,

из животных – конь, а из деревьев – дуб.

Древнерусские источники постоянно называют Волоса «скотьим бо-

гом». Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и прежде всего

скотоводству. В Древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью,

олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также

важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по

количеству скот а, которым он владел. И получается, что Волос был

не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе

Волоса важную роль играют шерсть, волос – все это символы дос-

татка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный

обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а так-

же устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги

жили богато и имели много детей).

Вероятно, именно Волос был могучим противником Перуна в древ-

них языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей,

кто занимается реконструкцией «основного» мифа, а причину распри

богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единствен-

ного известного нам женского божества Мокоши, которую считают суп-

ругой громовержца Перуна.

Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями еще

в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской

мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания,

а ее имя наводит на мысль, о мокроте, влаге, воде. Мокошь покрови-

тельствовала всем женским занятиям, в особенности прядению. И по-

читали ее преимущественно женщины. Из дней недели Мокоши была

посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали –

из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся

вплоть до начала XX века.

Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей

культ реально существовал в русской народной культуре еще в течение

веков после принятия христианства. Ее образ, пусть и в измененном виде,

сохраняется в современной северорусской мифологии.

В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собрани-

ях, которые вели посвященные жрицы. Мокошь изначально, по-видимо-

му, являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским

священникам воплощением всего темного, телесного, низменного. В древ-

нерусских рукописях почитание богини приравнивается к блудодейству.

Некоторые славянские божества, упоминания о которых мы находим

в древнерусских памятниках, не попали в пантеон князя Владимира. В

их числе оказался Сварог (Сварожич) – бог или дух огня. В поучени-

ях, направленных против приверженцев язычества, говорится, что они

«куры режут и огню молятся, зовя его сварожичем», или просто «огню

сварожицу молятся». Если Сварог был богом огня вообще, а Дажьбог

лишь его разновидности – Солнца. Древнее божество огня не остави-

ло в народной культуре никаких следов, но почитание огня как чистой,

святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в

XIX—XX веках народные представления об огне дают основание ду-

мать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение

стихии, а не оформившееся божество, и почитание огня у славян было

скорее почитанием одной из сил природы – как воды, земли, деревьев,

– чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и

других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь».

В Древней Руси верили не только в высших и низших богов – наши

предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: зем-

лю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческая вера, заставляв-

шая человека относиться ко всему в природе как к живым существам,

породила особые представления о душе – отдельной от физической обо-

лочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой об-

ладает не только человек, но и все элементы природы.