§ 4. Познавательная функция
Анализ познавательной функции культуры предполагает
учет того, что последняя является особой, специфической
формой познания и отражения реальной действительности.
Без преувеличения можно сказать, что ни один
вид познания не может сравниться с художественной культурой
по широте, разнообразию и убедительности донесения
информации. Она является сугубо индивидуальным
источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны.
Именно поэтому критерием при оценке художественного
направления, позиции художника, платформы
теоретических школ служило признание познавательной
функции в художественной культуре.
Будучи мощным средством познания действительности,
подлинно реалистическое искусство, пробуждая у человека,
помимо эстетических, глубокие социальные чувства,
воздействует на психику индивида, укрепляет его волю,
формирует мировоззрение. Художественная культура вооружает
человека определенной суммой знаний, необходимой
для овладения силами природы, осуществления трудовой
деятельности, определения линии поведения в
непрерывно изменяющемся мире. Заметим, что именно
искусству мы обязаны многими нашими знаниями о природе,
обществе, человеке. Последнее во многом обусловлено
непринужденностью и привлекательностью познания
с помощью искусства, несущего людям обширную
информацию об историческом прошлом человечества, о
современной жизни народов мира, явлениях природы, человеке.
Возникнув в связи с необходимостью закрепить накопленный
практический и духовный опыт, передать его будущим
поколениям, искусство всегда было своеобразным
знанием о мире. Передаваясь из поколения в поколение,
оно стало уникальным свидетельством материальной и
духовной культуры человечества, создало возможность
понимания заложенного в произведениях искусства
общественного содержания.
Художественная культура облегчает людям понимание
законов развития человеческого общества, особенностей
их проявления. Рассказывая об отдельных личностях, их
судьбах, отношениях, переживаниях, искусство в то же вре256
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры