8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
Ключевыми вопросами, порожденными современным этапом развития народной художественной культуры, стали вопросы о ее профессиональном характере, профессионализме и профессиональном статусе ее носителей. Усложнение и обогащение форм и видов народной культуры, ее социального функционирования привели к изменению в понимании профессионализма народных исполнителей, художников, мастеров. Потребовалось определение их социального статуса, места среди других представителей художественной деятельности. Прежде достаточно устойчивое и статичное их положение претерпело существенную трансформацию, что не только породило споры теоретического характера, но и обусловило принципиальные изменения практических профессиональных ориентиров развития народной культуры. «Характерной чертой фольклорной художественной культуры является исполнительство. Изучение фольклорного искусства происходит в домашнем воспитании, а исполнители и аудитория искусства — одни и те же лица» [1, с. 16]. «Секрет любого мастерства, художества простой, — считает известный писатель В.И. Белов. — Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиций» [2, с. 78]. Однако он не упоминает о профессиональном мастерстве его носителей. Оно либо само собой подразумевается, либо рассматривается как непринципиальный момент.
Сегодня однозначно определить народных исполнителей как деятелей непрофессионалов или народную культуру представить как результат непрофессиональной деятельности значит заведомо заузить и обеднить формы ее существования, движущие силы и пойти против реальной ситуации.
Понятие «профессионализм» применительно к народному исполнителю имеет два основных ракурса, обозначая определенный уровень его художественного мастерства и его социальный статус среди других видов профессий. Очевидно, что трактовка этих понятий может существенно различаться в плане реальной оценки существующего многообразия положения народных мастеров, исполнителей, носителей культуры. Понятие «профессионализм» применительно к народной культуре также может трактоваться двояко: как ее определенный художественно-исполнительский и эстетический уровень и как ее соотнесенность со сферой профессиональной культуры независимо от жанра и вида искусства.
Складывающееся в течение длительного времени понимание народной художественной культуры не только как культуры «молчали-вого большинства», но и как культуры «непрофессионального большинства» сегодня не может быть принято. Оно пришло в противоречие с реальной жизнью, изменилась оценка профессионализма деятельности мастеров и методика их профессиональной подготовки.
Большая часть наиболее ярких достижений в области народной культуры как современной, так и дошедшей до наших дней из прежних времен отвечает высочайшим художественно-исполнительским критериям. Создавались они наиболее талантливыми и высокопрофессиональными людьми, прошедшими выучку, от природы обладающими уникальными способностями, талантом, сумевшими выразить в своем творчестве общезначимые идеи, чувства, художественные образы.
Можно сослаться на мысль К.В. Чистова о диалектике в фольклоре коллективного и индивидуального; рядового, обычного и талантливого. Этот известный исследователь, касаясь творчества выдающейся исполнительницы северных плачей И.А. Федосовой, пишет о том, что в старой русской деревне каждый крестьянин, каждая крестьянка знали традиционные обряды и внеобрядовые песни, сказки, предания, частушки, заговоры, пословицы и поговорки, формульные приметы, предвещавшие определенные метеорологические явления, и так далее. Среди них были люди талантливые и ординарные, с прекрасным голосом и слухом и лишенные их, артистичные и не обладавшие столь важным для исполнителя качеством. Всякий мужик умел пахать, боронить, править косу и косить, всякая баба умела жать и прясть, доить корову и печь хлеб. Однако среди них всегда были те, которые умели это делать лучше других — мастерски. Подлинные мастера были и в сфере народного искусства [3, с. 3]. Следует сказать, что аналогичная ситуация может быть отмечена не только в фольклоре, но и в других пластах народной культуры. При этом большинство остается любителями в полном смысле этого слова.
Любители в народной культуре всегда были и будут. Но происходящие в ней перемены весьма существенны и объясняются следующими причинами: во-первых, появлением особой группы руководителей — мастеров, педагогов, прошедших специальную подготовку; во-вторых, формированием пласта народной культуры профессиональными деятелями искусства.
Важной составной частью народной культуры становятся явления, истоки которых в элитарной или массовой культуре. Эти образцы, изделия, произведения воспринимаются народной культурой, перерабатываются ею в соответствии с ее традициями. Перерабатываться они могут как профессионалами, так и самодеятельными мастерами и исполнителями. При этом грань между первыми и вторыми в некоторых видах творчества весьма условна.
Профессиональный статус носителей народных традиций в последние годы все более размывается, подвергается быстрым изменениям и по другой причине. «Народные носители» мигрируют в стан профессиональных художников, исполнителей, получают материальную компенсацию за свои знания, умения и навыки. Многие лица, получившие специальную подготовку, становятся народными исполнителями и рассматривают свою деятельность как хобби. Нередко и профессиональные художники, композиторы, поэты творят как художники народные, создавая художественные произведения в духе народных традиций. Вспомним многие сказки А.С. Пушкина, стихотворения Н.А. Некрасова, картины В.M. Васнецова... Подлинно народными стали некоторые песни В. Соловьева-Седого («Подмос-ковные вечера», «Вечер на рейде», «Соловьи»), М. Блантера («Катю-ша»), Б. Мокроусова («Одинокая гармонь»), Е. Родыгина («Уральская рябинушка»). Однако это не говорит об их фольклорном происхождении. Их музыкально-поэтический строй, открытость текста к варьированию и легкому адаптированию, способность к массовой устной коммуникации сделали их легко узнаваемыми в любой аудитории, и не только в русской.
Очевидно, о профессионализме можно говорить как о некой качественной эстетической характеристике произведений, создаваемых и функционирующих в народной культуре. Слагаемые этой характеристики будут различными для разных слоев народной культуры и для разных составляющих эти слои. Для фольклора, например аутентичного, сценически обработанного и стилизованного, эстетические характеристики будут смещаться от полного соответствия духу и букве традиции к степени и уровню отражения образности, стилевых черт и сценического мастерства исполнителей и художника (режиссера, музыканта, балетмейстера).
Эта разница в оценке профессионализма связана с эстетическими показателями художественной деятельности. Качество художественно-творческой деятельности может быть разным по уровню и отражать разные критерии применительно к разным слоям народной культуры — художественной самодеятельности, фольклору (аутентичному, сценическому или стилизованному), прикладному творчеству. Суть профессионализма будет по особому проявляться в разных слоях и по- разному оцениваться в каждом случае.
В последнем столетии в народной культуре расширяется специфический слой явлений, основным критерием которых стала художественность. Этот слой включает в себя различные любительские формы массового творчества, художественную самодеятельность, нефольклорные формы. Его нередко называют профессионализиро-ванным, его качество и смысл видят в максимальном соответствии критериям искусства, а творчество оценивают по уровню мастерства. Ориентация проводимых конкурсов, смотров, фестивалей имеет в данном случае узкоспециальный характер — показ художественного мастерства, владение лексикой и техникой конкретного искусства, качества раскрытия художественной образности произведения.
Данный тип профессионализма руководителей имеет три типа проявления для разных слоев народной культуры в аутентичном фольклоре — устно-поэтическом, музыкально-драматическом и изобразительном.
Во вторичных формах фольклорного творчества — фольклоризме, не представляющем собой наиболее зримый слой фольклорной культуры, используются содержательно-подражательные критерии и критерии художественные, эстетические. Происходит их диалектическая увязка. В результате ведущее значение принимает то один, то другой тип критериев, появляются противоречивые суждения о первичности того или иного начала в народной культуре.
Третий тип профессионализма связан с руководством коллективами художественной самодеятельности.
Однако важно учитывать подвижность и известную условность критериев профессионализма. Нередки попытки оценивать, скажем, аутентичный фольклор эстетическими критериями, уровнем мастерства исполнителей, степенью владения техническими (вокальными, инструментальными, танцевальными) приемами. И наоборот, к художественной самодеятельности применяются критерии фольклорного искусства. И в том и в другом случаях возникает проблема несоответствия явления прилагаемых к нему критериям. Фольклор в таком случае может рассматриваться как малохудожественное явление, а художественная самодеятельность, даже ориентирующаяся на фольклор, не отвечает его критериям.
Поэтому важно разобраться в адекватности используемых оценочных критериев характеру явления, а в практической деятельности не переносить механически критерии явлений одного порядка на оценку явлений другого порядка.
Причина встречающихся «перекосов», в частности, в том, что в течение длительного времени критерии профессионального искусства оставались главными, определяющими для народного творчества России. Смотры, конкурсы народного творчества не только завершались, как правило, присуждением мест, призов, поощрений, но и формировали представление о требуемом уровне и характере профессионального мастерства любителя — исполнителя, народного мастера..
В последнее десятилетие понятие «профессионализм» примени-тельно к народной культуре приобрело особый смысл в связи с тем, что произошли существенные изменения в профессиональном статусе большого числа ее творцов, хранителей и носителей. В значительной своей части они получили статус профессиональных деятелей народного искусства, тиражируя и распространяя его ценности. Формируется этот слой профессиональных деятелей двумя путями: первый и основной связан со специальной подготовкой и обучением в государственном масштабе вокалистов, мастеров прикладного творчества, хореографов, музыкантов, деятельность которых лежит в сфере народной культуры; другой путь предполагает переход некоторой части наиболее талантливых народных исполнителей из непрофессиональной деятельности в профессиональную. Другими словами, любители в определенный момент получают статус профессиональных народных мастеров и исполнителей. И первая и вторая тенденции — приметы развития народной культуры в XX веке.
- Понятие “Народная художественная культура”, его взаимосвязь с более широкими понятиями “культура”, “художественная культура”, “народная культура”
- Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие “народное художественное творчество”. Понятие “фольклор”
- Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- 6. Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре
- 7. Сущность и функции нхк
- § 3. Эстетическая функция
- § 4. Познавательная функция
- Глава II. Функции художественной культуры
- § 5. Аксиологическая функция
- § 6. Семиотическая функция
- § 7. Коммуникативная функция
- § 8. Праксиологическая функция
- § 9. Общественно-преобразующая функция
- § 10. Воспитательная функция
- § 11. Функция социализации личности
- § 12. Социологическая функция
- 8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры
- 9. Самодеятельный характер народного художественного творчества
- 10. Любительская природа народного художественного творчества
- 11. Национальные формы народного художественного творчества
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- 13. Мифологические истоки народной художественной культуры. Миф как форма и способ культурного освоения мира. Мифологическая картина мира
- 14. Дохристианский период становления народной художественной культуры. Славянский пантеон языческих богов. Эволюция древних славянских божеств и мифологических персонажей
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры