logo
вторая часть

8. Профессиональный статус носителей и специалистов народной художественной культуры

Ключевыми вопросами, порожденными современным этапом развития народной художественной культуры, стали вопросы о ее профессиональном характере, профессионализме и профессиональ­ном статусе ее носителей. Усложнение и обогащение форм и видов народной культуры, ее социального функционирования привели к изменению в понимании профессионализма народных исполнителей, художников, мастеров. Потребовалось определение их социального статуса, места среди других представителей художественной дея­тельности. Прежде достаточно устойчивое и статичное их положение претерпело существенную трансформацию, что не только породило споры теоретического характера, но и обусловило принципиальные изменения практических профессиональных ориентиров развития народной культуры. «Характерной чертой фольклорной художест­венной культуры является исполнительство. Изучение фольклорного искусства происходит в домашнем воспитании, а исполнители и ау­дитория искусства — одни и те же лица» [1, с. 16]. «Секрет любого мастер­ства, художества простой, — считает известный писатель В.И. Бе­лов. — Это терпение, трудолюбие и превосходное знание тради­ций» [2, с. 78]. Однако он не упоминает о профессиональном мастерстве его носителей. Оно либо само собой подразумевается, либо рассматрива­ется как непринципиальный момент.

Сегодня однозначно определить народных исполнителей как деятелей непрофессионалов или народную культуру представить как результат непрофессиональной деятельности значит заведомо за­узить и обеднить формы ее существования, движущие силы и пойти против реальной ситуации.

Понятие «профессионализм» применительно к народному ис­полнителю имеет два основных ракурса, обозначая определенный уровень его художественного мастерства и его социальный статус среди других видов профессий. Очевидно, что трактовка этих поня­тий может существенно различаться в плане реальной оценки суще­ствующего многообразия положения народных мастеров, исполни­телей, носителей культуры. Понятие «профессионализм» примени­тельно к народной культуре также может трактоваться двояко: как ее определенный художественно-исполнительский и эстетический уровень и как ее соотнесенность со сферой профессиональной культуры независимо от жанра и вида искусства.

Складывающееся в течение длительного времени понимание народной художественной культуры не только как культуры «молчали-вого большинства», но и как культуры «непрофессионального большинства» сегодня не может быть принято. Оно пришло в противоречие с реальной жизнью, изменилась оценка профессиона­лизма деятельности мастеров и методика их профессиональной под­готовки.

Большая часть наиболее ярких достижений в области народ­ной культуры как современной, так и дошедшей до наших дней из прежних времен отвечает высочайшим художественно-исполнительским критериям. Создавались они наиболее талантли­выми и высокопрофессиональными людьми, прошедшими выучку, от природы обладающими уникальными способностями, талантом, сумевшими выразить в своем творчестве общезначимые идеи, чувст­ва, художественные образы.

Можно сослаться на мысль К.В. Чистова о диа­лектике в фольклоре коллективного и индивидуального; рядового, обычного и талантливого. Этот известный исследователь, касаясь творчества выдающейся исполнительницы северных плачей И.А. Федосовой, пишет о том, что в старой русской деревне каждый кре­стьянин, каждая крестьянка знали традиционные обряды и внеобрядовые песни, сказки, предания, частушки, заговоры, пословицы и поговорки, формульные приметы, предвещавшие определенные ме­теорологические явления, и так далее. Среди них были люди талант­ливые и ординарные, с прекрасным голосом и слухом и лишенные их, артистичные и не обладавшие столь важным для исполнителя качеством. Всякий мужик умел пахать, боронить, править косу и ко­сить, всякая баба умела жать и прясть, доить корову и печь хлеб. Однако среди них всегда были те, которые умели это делать лучше других — мастерски. Подлинные мастера были и в сфере народного искусства [3, с. 3]. Следует сказать, что аналогичная ситуация может быть отмечена не только в фольклоре, но и в других пластах народной культуры. При этом большинство остается любителями в полном смысле этого слова.

Любители в народной культуре всегда были и будут. Но про­исходящие в ней перемены весьма существенны и объясняются сле­дующими причинами: во-первых, появлением особой группы руко­водителей — мастеров, педагогов, прошедших специальную подготовку; во-вторых, формированием пласта народной культуры про­фессиональными деятелями искусства.

Важной составной частью народной культуры становятся яв­ления, истоки которых в элитарной или массовой культуре. Эти об­разцы, изделия, произведения воспринимаются народной культурой, перерабатываются ею в соответствии с ее традициями. Перерабаты­ваться они могут как профессионалами, так и самодеятельными мас­терами и исполнителями. При этом грань между первыми и вторыми в некоторых видах творчества весьма условна.

Профессиональный статус носителей народных традиций в по­следние годы все более размывается, подвергается быстрым измене­ниям и по другой причине. «Народные носители» мигрируют в стан профессиональных художников, исполнителей, получают матери­альную компенсацию за свои знания, умения и навыки. Многие ли­ца, получившие специальную подготовку, становятся народными исполнителями и рассматривают свою деятельность как хобби. Не­редко и профессиональные художники, композиторы, поэты творят как художники народные, создавая художественные произведения в духе народных традиций. Вспомним многие сказки А.С. Пушкина, стихотворения Н.А. Некрасова, картины В.M. Васнецова... Подлинно народными стали некоторые песни В. Соловьева-Седого («Подмос-ковные вечера», «Вечер на рейде», «Соловьи»), М. Блантера («Катю-ша»), Б. Мокроусова («Одинокая гармонь»), Е. Родыгина («Уральская рябинушка»). Однако это не говорит об их фольклорном происхождении. Их музыкально-поэтический строй, открытость тек­ста к варьированию и легкому адаптированию, способность к массо­вой устной коммуникации сделали их легко узнаваемыми в любой аудитории, и не только в русской.

Очевидно, о профессионализме можно говорить как о некой качественной эстетической характеристике произведений, создавае­мых и функционирующих в народной культуре. Слагаемые этой ха­рактеристики будут различными для разных слоев народной культу­ры и для разных составляющих эти слои. Для фольклора, например аутентичного, сценически обработанного и стилизованного, эстети­ческие характеристики будут смещаться от полного соответствия ду­ху и букве традиции к степени и уровню отражения образности, сти­левых черт и сценического мастерства исполнителей и художника (режиссера, музыканта, балетмейстера).

Эта разница в оценке профессионализма связана с эстетиче­скими показателями художественной деятельности. Качество худо­жественно-творческой деятельности может быть разным по уровню и отражать разные критерии применительно к разным слоям народной культуры — художественной самодеятельности, фольклору (аутентичному, сценическому или стилизованному), прикладному творчеству. Суть профессионализма будет по особому проявляться в разных слоях и по- разному оцениваться в каждом случае.

В последнем столетии в народной культуре расширяется спе­цифический слой явлений, основным критерием которых стала ху­дожественность. Этот слой включает в себя различные любитель­ские формы массового творчества, художественную самодеятель­ность, нефольклорные формы. Его нередко называют профессиона­лизиро-ванным, его качество и смысл видят в максимальном соответ­ствии критериям искусства, а творчество оценивают по уровню мас­терства. Ориентация проводимых конкурсов, смотров, фестивалей имеет в данном случае узкоспециальный характер — показ художе­ственного мастерства, владение лексикой и техникой конкретного искусства, качества раскрытия художественной образности произве­дения.

Данный тип профессионализма руководителей имеет три типа проявления для разных слоев народной культуры в аутентичном фольклоре — устно-поэтическом, музыкально-драматическом и изобразительном.

Во вторичных формах фольклорного творчества — фольклоризме, не представляющем собой наиболее зримый слой фольклор­ной культуры, используются содержательно-подражательные крите­рии и критерии художественные, эстетические. Происходит их диа­лектическая увязка. В результате ведущее значение принимает то один, то другой тип критериев, появляются противоречивые сужде­ния о первичности того или иного начала в народной культуре.

Третий тип профессионализма связан с руководством коллек­тивами художественной самодеятельности.

Однако важно учитывать подвижность и известную условность критериев профессионализма. Нередки попытки оценивать, скажем, аутентичный фольклор эстетическими критериями, уровнем мастер­ства исполнителей, степенью владения техническими (вокальными, инструментальными, танцевальными) приемами. И наоборот, к ху­дожественной самодеятельности применяются критерии фольклор­ного искусства. И в том и в другом случаях возникает проблема не­соответствия явления прилагаемых к нему критериям. Фольклор в таком случае может рассматриваться как малохудожественное явле­ние, а художественная самодеятельность, даже ориентирующаяся на фольклор, не отвечает его критериям.

Поэтому важно разобраться в адекватности используемых оце­ночных критериев характеру явления, а в практической деятельности не переносить механически критерии явлений одного порядка на оценку явлений другого порядка.

Причина встречающихся «перекосов», в частности, в том, что в течение длительного времени критерии профессионального искус­ства оставались главными, определяющими для народного творчест­ва России. Смотры, конкурсы народного творчества не только за­вершались, как правило, присуждением мест, призов, поощрений, но и формировали представление о требуемом уровне и характере профессионального мастерства любителя — исполнителя, народного мас­тера..

В последнее десятилетие понятие «профессионализм» приме­ни-тельно к народной культуре приобрело особый смысл в связи с тем, что произошли существенные изменения в профессиональном статусе большого числа ее творцов, хранителей и носителей. В зна­чительной своей части они получили статус профессиональных дея­телей народного искусства, тиражируя и распространяя его ценно­сти. Формируется этот слой профессиональных деятелей двумя пу­тями: первый и основной связан со специальной подготовкой и обу­чением в государственном масштабе вокалистов, мастеров прикладного творчества, хореографов, музыкантов, деятельность которых лежит в сфере народной культуры; другой путь предполагает переход некоторой части наиболее талантливых народных исполнителей из непрофессиональной деятельности в профессиональную. Другими словами, любители в определенный момент получают статус про­фессиональных народных мастеров и исполнителей. И первая и вто­рая тенденции — приметы развития народной культуры в XX веке.