logo
Корнетов Базовые модели обр

1.4. Образование в системе объекта и предмета педагогики

Феномен образования, рассмотренный с антропологической точки зрения в широком социокультурном контексте, предстает в качестве сложного многогранного явления, различные стороны которого исследуются в рамках различных отраслей научного знания. В связи с этим вопрос о педагогической интерпретации образования требует специального изучения, ибо от того, как он ставится и решается, зависит тот угол зрения, под которым педагогика будет рассматривать образование, та проблематика, которая при этом будет исследоваться.

 До конца 1980-х гг. в отечественной научной литературе наиболее признанной и аргументированной была точка зрения, широко распространенная и сегодня, согласно которой объектом педагогики, то есть изучаемой ею целостной, однородной по своим свойствам и качествам областью реального мира, является воспитание. В силу многозначности понятия воспитания требовалось обязательное уточнение, в каком значении оно может рассматриваться в качестве предмета педагогики.

Т.А. Ильина в одном из широко распространенном учебнике «Педагогики» выделила четыре основных смысловых уровня в интерпретации воспитания41:

В качестве объекта педагогики выступало воспитание в широком педагогическом смысле, которое чаще всего в этом значении определялось как целенаправленно организованный процесс передачи подрастающим поколениям накопленного социального опыта, как педагогическое, то есть опять же целенаправленно организованное, руководство процессом становления и развития человека.

До второй половины 80-х гг., наиболее распространенный подход к интерпретации образования, получивший отражение практически во всех учебниках по педагогике, а также в энциклопедиях и словарях, в том числе и в "Педагогической энциклопедии"42, трактовал его как процесс и результат овладения человеком системой научных знаний и познавательных умений и навыков. А основной путь получения образования связывался с обучением как процессом передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

Такое понимание образования во многом явилось следствием рационалистической интерпретации природы человека, обретаемый образ которого в духе классической западной интеллектуальной традиции прежде всего соотносился с его становлением как разумного и знающего существа. А осуществляющееся в ходе образования усвоение человеком знаний и развитие его умственных способностей в духе той же традиции рассматривались как необходимейшая и важнейшая основа формирования характера и воли, выработки эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Воспитание в широком педагогическом смысле как объект педагогики включало в себя и трактуемое таким образом образование, и обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле.

В то же время такое понимание образования не совпадало с тем значением, в котором его ввел в педагогическую науку в конце XVIII в. И.Г. Песталоцци, исходивший из буквального смысла термина - формирование духовного и телесного образа человека. В этом же значении его впервые широко использовал в своих произведениях в начале 80-х гг. XVIII столетия русский просветитель Н.И. Новиков, с именем которого связано освоение этого понятия отечественной педагогической традицией. Впоследствии данная трактовка образования, во многом совпадающая с пониманием воспитания в широком педагогическом смысле, если и не была вытеснена полностью, то оказалась на периферии отечественной педагогики, хотя некоторые авторы продолжали ориентироваться преимущественно на нее. Так, А.В. Луначарский писал в 1928 г. о том, что задачи обучения и воспитания объемлются одним общим словом «образование»43.

С конца 80-х гг. все большее число сторонников получает точка зрения, согласно которой в качестве объекта педагогики рассматривается образование как феномен объемлющий и обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле. В.В. Краевский подчеркивает, что образование является наиболее общим интегративным термином, который, с одной стороны, вводит объект педагогики в широкий социальный (и, добавим, антропологический) контекст, а с другой ( открывает возможность интерпретации этой категории в конкретных педагогических понятиях любого уровня44. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г., новая редакция 1996 г.) именно образование рассматривает в качестве наиболее общей педагогической категории. «Под образованием, - говорится в нем, - в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…»45.

Указанный подход, во-первых, позволяет преодолеть односторонне рационалистическую трактовку образования как процесса и результата усвоения систематизированных научных знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Во-вторых, он акцентирует внимание на том, что в данном контексте воспитание не рассматривается как процесс, изначально подчиненный обучению и вообще развитию интеллектуально-познавательной сферы человека. В-третьих, в его рамках в значительной степени преодолевается путаница, связанная с многозначностью термина «воспитание». И, наконец, в-четвертых, использование понятия «образование» в качестве центральной категории педагогики вместо воспитания (в широком педагогическом смысле) позволяет усилить переакцентировку внимания с формирующего на развивающее значение педагогических механизмов.

Однако вопрос о том, является ли объектом педагогики воспитание (в широком педагогическом смысле) или образование, сам по себе не принципиален. При его решении важно определить, каково содержательное наполнение предлагаемых терминов. В дальнейшем тексте именно образование будет рассматриваться в качестве объекта и наиболее широкой педагогической категории. Понятие же воспитания будет, как правило, использоваться в узком педагогическом смысле.

Образование исследуют самые различные научные дисциплины, и оно входит в сферу объекта их исследования. Но как целостная, качественно определенная область действительности образование традиционно является особым объектом только и исключительно науки педагогики, которая изучает его под вполне определенным углом зрения.

Педагогика, как и любая наука, имеет не только свой специфический объект, но и предмет исследования. Предмет науки - это проблематика, выделяемая в исследуемом объекте, которая задается специфическим для данной отрасли знания ракурсом его рассмотрения. Предметом педагогики является педагогический (учебно-воспитательный) процесс, с точки зрения которого она изучает и проектирует образование человека. Эта позиция зафиксирована в литературе. Так, авторы учебника «Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии» в качестве предмета педагогики рассматривают педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей, а саму педагогику определяют как науку, изучающую сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса46.

Педагогика раскрывает сущность, цели и механизмы образования как целенаправленно организованного (педагогического, учебно-воспитательного) процесса, включающего в себя подсистемы воспитания и обучения, разрабатывает пути и способы повышения их эффективности, конструирует их продуктивные модели. Педагогика выявляет структуру образования как педагогического процесса, его взаимосвязанные элементы (участники, цели, содержание, методы, формы, средства), рассматривает в широком социокультурном контексте с учетом антропологических оснований закономерности их функционирования. Педагогика как наука описательная (наука о сущем) изучает уже существующие феномены образования, а также способы получения и организации знания о них. Педагогика как наука нормативная (наука о должном) формирует идеалы и нормы целенаправленно организованного образования, разрабатывает пути его совершенствования и обновления.

Педагогическая интерпретация образования требует специального анализа подсистем воспитания и обучения в их единстве и различии, ибо они и определяют реальные формы существования и протекания педагогического процесса, содержание предметной области педагогики.