4.3. Возможности и границы применения педагогики манипуляции в современном образовании
«Линия Сократа» в манипулятивной педагогике задает такую модификацую соответствующей ей модели образовательного процесса, в рамках которой педагог в ходе преимущественно вербального непосредственно взаимодействует с воспитанником, всячески стремясь скрыть свою роль направляющего его развития.
«Линия Ж.-Ж. Руссо – М. Монтессори» в манипулятивной педагогике задает такую модификацию соответствующей ей модели образовательного процесса, в рамках которой педагог старается взаимодействовать с ребенком опосредствованно, создавая специальную образовательную среду, стремясь слиться с ней, превратиться в ее органический, естественный элемент.
И «линия Сократа» и «линия Ж.-Ж. Руссо-М. Монтессори» ориентируется на внутреннюю активность и самостоятельность воспитанников, всячески поддерживая и развивая их, видя в них основу полноценного развития личности.
Парадигма педагогики манипуляции, элементы которой прослеживаются на протяжении столетий, несмотря на свою эффективность, никогда не становились концептуальной основой массовой практики образования. Это обстоятельство определялось целым комплексом причин.
Во-первых, педагогика манипуляции требовала отказа от традиционного стереотипа в отношении позиций субъектов образования, согласно которому питомцы всегда и во всем должны безропотно следовать указаниям своих наставников, знающих, что и как им надобно делать. Этот отказ не только отрицал глубоко укоренившейся взгляд на взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса, не только предполагал, что учителя и воспитатели не должны демонстрировать свою роль ведущего участника педагогического взаимодействия, но и требовал от них значительно более тонкой и трудоемкой его организации воспитания и обучения питомцев.
Во-вторых, государство и общество во многих случаях не поощряют массовых отступлений от организации образования в рамках педагогики авторитета, так как это приводит к ослаблению контроля над учебно-воспитательным процессом и уменьшает возможность его пошаговой регламентации.
В-третьих, педагогика манипуляции предъявляет исключительно высокие требования, предъявляемые к воспитателю, уровню его подготовки, профессионализму, мастерству, интуиции, способности проникать во внутренний мир ребенка, улавливать его индивидуальность, отказывать от штампов и стереотипов в учебно-воспитательной работе. Вся история образования свидетельствует о том, что воспитывать и обучать, отказываясь от прямого педагогического воздействия, оказывается чрезвычайно трудно.
В-четвертых, использование манипулятивной модели образования оказывается во многих случаях затруднительным в условиях групповой работы с детьми, типичным массовым примером которой является традиционная классно-урочная система школьного обучения.
В-пятых, манипулятивное образование во многих случаях требует предельно насыщенной образовательной действительно развивающей среды. А это невозможно без огромных финансовых вложений. Например, полный комплект дидактических Монтессори-материалов на мировом рынке стоит сегодня не менее 30 тысяч долларов США.
Элементы педагогики манипуляции прослеживаются в разной степени в различных образовательных технологиях. Если система М. Монтессори практически целиком устремлена к тому, чтобы быть манипулятивной, например, популярная сегодня в России система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова включает в себя лишь такой присущий ей элемент, как создание у ребенка иллюзии, что именно он определяет учебные цели, ища ответа на собственный вопрос. Хотя это «собственный вопрос» формулируется при участии учителя, пытающегося встать в позицию Сократа.
А.С. Макаренко широко использовал элементы манипулятивного подхода при разработке теории воспитания через коллектив. Опираясь на многолетний опыт свой практической педагогической деятельности в трудовых колониях, он по существу предлагал рассматривать коллектив как особую среду развития ребенка и использовать ее ля формирования определенных личностных качеств. Наставник в его воспитательной системе во многих случаях взаимодействовал не со своим питомцем непосредственно, а с коллективом, членом которого ребенок являлся. Таким образом воспитатель осуществлял скрытое, опосредованное влияние на воспитанников через коллектив.
Манипулятивная модель образования просматривается в Школе-парке М.А. Балабана. Ее основу составляют студии-мастерские, где учителю не свойственна традиционная для массовой школы роль драйвера-погонялы. «В открытой студии-мастерской учитель – старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование… Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших – с постоянными клиентами и поситетелями, где они выполняют функции старших – гидов типа чичероне»150. Учитель в Школе–парке стремиться организовывать учебно-воспитательную работу влияя не непосредственно на учеников, а стремясь ненавязчиво организовывать продуктивные с точки зрения их личностного роста отношения между ними.
Перспективы более широкого, чем сейчас использования манипулятивных подходов в практике образования связаны:
-
с формированием такой педагогической культуры учителя, которая позволяет осознать возможности и границы этих подходов, а также применить их в работе с детьми;
-
с утверждением таких образовательных стандартов, которые позволяют ориентироваться на манипулятивную педагогику;
-
с укреплением материальной базы образовательных учреждений, культурным насыщением пространства жизни ребенка в них.
Выводы
Манипулятивная педагогика по сравнению с педагогикой авторитета создает значительно более благоприятные условия для реализации активности ребенка, развития его самостоятельности, индивидуализации его воспитания и обучения, повышения эффективности образования. Однако существуют объективные и субъективные причины, затрудняющие проникновение манипулятивных подходов в практику массового образования.
Манипулятивная педагогика, будучи педагогикой «хорошо направленной свободы», в скрытой форме во всех случаях сохраняет за наставником функции организатора и руководителя педагогического процесса, его безусловно ведущего участника, который определяет более или менее детализированные цели образования, пути, способы и средства их достижения. Педагогика манипуляции не обеспечивает превращение ученика в полноправного партнера учителя, а их взаимоотношения – в подлинно субъектно-субъектные.
143. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 3. М., 2001. С. 29, 30.
144. Там же. С. 33.
145. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. 1995. № 4. С. 125.
146. Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. М., 1999. С. 72 (Антология гуманной педагогики).
147. Там же. С. 80.
148. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М., 1993. С. 42, 43.
149. Монтессори М. Подготовка учителя // Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М., 2000. С. 63, 68, 69.
150. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 236
Вопросы и задания
-
Сформулируйте принципы, на которых базируется педагогика манипуляции.
-
В каких из известных вам технологий образования прослеживаются элементы педагогики манипуляции?
-
Существуют ли различия в подходах к формированию цели образования при организации воспитания и обучения в рамках парадигм педагогики авторитета и педагогики манипуляции.
-
Приведите конкретные примеры того, как при организации образования человека, руководя его развитием, можно не демонстрируя ему своей роли ведущего в учебно-воспитательном педагогическом процессе, наставник может обеспечить его движение в соответствии с поставленными им педагогическими целями.
-
Возможно ли использование наказания и поощрения в рамках педагогики манипуляции? Если да, то как?
-
Проанализируйте перспективы развития российского образования с точки зрения возможности использования в практике различных учебно-воспитательных учреждений принципов педагогики манипуляции?
-
Каким образом педагогика манипуляции может использоваться в практике семейного воспитания?
Литература Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления. М., 1998.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
Корнетов Г.Б. Парадигма педагогики манипуляции // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 7. М., 2001.
Монтессори / Сост. Богуславский М.В., Корнтов Г.Б. М., 1999. )Антология гуманной педагогики).
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1981.
Шострам Э. Человек-манипулятор / Пер. с англ. Мн., 1992.
- Оглавление
- Глава 2. Универсальные педагогические парадигмы в истории и теории образования 2.1. Модели образовательного процесса и их парадигмальное оформление
- Глава 5. Парадигма педагогики поддержки 5.1. Характер и особенности педагогики поддержки
- Введение
- Глава 1. Феномен образования и его педагогическая интерпретация
- 1.2. Интерпретация феномена образования в истории западной интеллектуальной традиции
- 1.2. Трактовка образования в современной отечественной литературе
- 1.3. Антропологические основания и социокультурная природа образования
- 1.4. Образование в системе объекта и предмета педагогики
- 1.5. Воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования
- Глава 2. Универсальные педагогические парадигмы в теории и истории образования
- 2.1. Модели образовательного процесса и их парадигмальное оформление
- 1.2. Парадигмы авторитарно-императивной и гуманной педагогики (подход ш.А. Амонашвили)
- 2.3. Парадигмы когнитивной и личностной педагогики (подход е.А. Ямбурга)
- 2.4. Парадигмы педагогики традиции, научно-технократической и гуманитарной педагогики (подход и.А. Колесниковой)
- 2.5. Парадигмы естественнонаучной, технократической, эзотерической, гуманистической и полифонической педагогики (подход о.Г. Прикота)
- Глава 3. Парадигма педагогики авторитета
- 3.1 Авторитет педагога как традиционная основа организации процесса образования
- 3.2. Обоснование педагогики авторитета XX столетии
- 3.3. Модель образовательного процесса, основанного на авторитете педагога
- 3.4. Критика педагогики авторитета
- Глава 4. Парадигма педагогики манипуляции.
- 4.1. Педагогическая интерпретация феномена манипуляции
- 4.2. Педагогическая манипуляция в истории образования
- 4.3. Возможности и границы применения педагогики манипуляции в современном образовании
- Глава 5. Парадигма педагогики поддержки
- 5.1. Характер и особенности педагогики поддержки
- 5.2. Педагогика поддержки в истории образования
- 5.3. Идеи педагогики поддержки в теории и практике современного отечественного образования