2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
Роль дидактических материалов
В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (карты программированного контроля, кодослайды, диафильмы, инструкционные карты). В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний, умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради и т.д.). Эти средства позволяют повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педтруда. По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам.
Учебник по техническим дисциплинам – одна из предметно-знаковых систем обучения.
Учебник определяет систему научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, требованиями программы. Содержание учебника организует процесс обучения по предмету в целом. В связи с этим методическая система умений должна содействовать формированию технической картины; последовательно и систематично излагать каждую порцию содержания; обоснованно и доступно для учащихся излагать теоретические основы предмета; наглядно представлять основные функциональные зависимости между параметрами устройств; включать достаточное количество упражнений и задач для организации самостоятельной работы учащихся; отражать особенности профподготовки учащихся. Содержанием учебного материала, методическим аппаратом и оформлением учебник оказывает влияние на мышление учащегося, развитие памяти, интереса к изучению техники. Учебники предназначены для учащихся, поэтому содержание текста, выбор задач, используемый математический аппарат должны ориентироваться на базовую подготовку учащихся ПТУ.
В учебнике все средства наглядности (схемы, графики, рисунки, различные цветовые выделения символов и обозначений) обеспечивают целенаправленное управление вниманием учащихся и позволяют в доступной форме осознать и осмыслить основные теоретические положения предмета.
Учебник - это “массовая учебная книга”, излагающая предметное содержание образования и определяющая вид деятельности, предназначенные программой для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных или иных особенностей.
Учебное пособие – это книга, которая содержит детальное рассмотрение отдельных проблем и вопросов, которые могут быть изложены, либо материальны для практического руководства процессом общения.
Учебно-методические пособия – предназначены только для преподавателя, учебное издание, содержащее материал по методике изучения и преподавания учебной дисциплины.
Функции учебника
1. Информационная (факты, законы, описание явлений, процессов в окружающем мире);
2. Трансформационная (переработка основного содержания учебного предмета соответствующей популяризации);
3. Систематизирующая (выражается в том, что учебный материал выражается в системном виде; отражает логику изложения учебного материала; представляет внутреннюю целостность всех разделов учебника);
4. Закрепляющая (создание условий для усвоения и закрепления учебного материала);
5. Контролирующая;
6. Координирующая;
7. Интегрирующая;
8. Развивающая и воспитывающая умение общаться (по средствам работы с учебником могут быть развиты следующие качества: самостоятельность, аналитическое мышление, творческое отношение к работе, память, логическое мышление и другие).
Требования предъявляемые к средствам обучения (показатели качества средств обучения):
1. Научно-педагогические – средства обучения должны обеспечивать получение прочных ЗУН у учащихся в соответствии с требованиями учебной программы. В каждом средстве обучения должны быть учтены предшествующие опыт и знания учащихся.
2. Эргономические – должны соблюдаться гигиенические и психофизиологические нормы восприятия и приспособления средств обучения к особенностям деятельности преподавателя и учащихся.
3. Эстетические – предполагает выразительность средств обучения в соответствии с нормами организации учебной и производственной деятельности.
4. Технические – средства обучения должны быть простыми по конструкции, надежными и должны отвечать требованиям технической безопасности.
5. Экономические – учитываются при обновлении материально-технической базы.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения