2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
Методы проблемно-развивающего обучения
Проблемность отражает наличие объективных противоречий в изучаемой технике, а также в самом процессе усвоения учащимися понятий. Теория проблемно-развивающего обучения строится на основе принципа целесообразности, т.е. с учетом конкретных целей и задач урока, каждого этапа обучения:
Монологический (приемы рассказа, объяснения преподавателя)
Монологический метод – совокупность методических правил подготовки и организации учебного процесса с целью передачи учащимся готовых выводов науки в форме рассказа преподавателя (монолог) или лекции с применением аудио-визуальных средств; формирование у учащихся приемов и способов учебной работы, развитие памяти и внимания.
Основные признаки: изложение учебного материала в виде сообщения факта описывающего событие, отсутствие проблемных ситуаций, исполнительская деятельность учащихся (наблюдение, слушанье и запоминание, выполнение действий по образцу).
Основные функции:
Передача готовых знаний
Организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний
Формирование умений и навыков учебной работы путем многократного повторения или применения в упражнениях
Воспроизведение ранее усвоенных знаний в устной или письменной речи
Правила осуществления монологического метода:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
Сообщить учащимся учебный материал для запоминания или применения в упражнениях
Показать образец действия или рассуждения
Способ сообщения – лекция, рассказ
Способ работы учащихся – слушанье, наблюдение, выполнение по образцу
Показательный (ставится проблема, предлагаются поиски её решения)
Показательный метод – совокупность методических правил подготовки и организации занятия с целью объяснения сущности новых понятий путем показа логики решения проблемы в истории науки; усвоение учащимися образца логики научного исследования, поиска; развития памяти и репродуктивного мышления.
Основные признаки: изложение материала через показ проблемы, возникшей когда-то в науке; активная репродуктивная деятельность учащихся, наблюдение и слушанье, осмысление логики научного исследования, интерес к теме.
Основные функции:
Передача готовых выводов науки путем объяснения, раскрытия сущности понятий
Показ образца решения научной проблемы
Усвоение учащимися новых понятий и способов деятельности через осознание логики научного поиска
Правила осуществления:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
Сообщить учебный материал через постановку проблемы соответствующей науки
Способы сообщения: реконструкция логики исследования, искусственное построение логики в сочетании с демонстрационным экспериментом
Обязательное сочетание слова и наглядности
Активное восприятие образца научного поиска
Диалогический (преобладает беседа между преподавателем и учащимся, в процессе которой идет совместный поиск решения проблемы)
Диалогический метод – совокупность правил подготовки и организации с целью объяснения учебного материала в форме беседы путем создания проблемной ситуации, путем постановки проблем самим учителем и решение их с участием учащихся.
Основные признаки: изложение учебного материала в форме беседы, создание проблемных ситуаций учителем с привлечением учащихся к поиску их решения.
Основные функции:
Объяснение сущности новых понятий и способов познавательной деятельности
Привлечение учащихся к активному участию
Формирование умений и навыков познавательной деятельности через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и ее доказательства
Формирование мотивов учения, познавательных потребностей и интересов к учению, подготовка самостоятельного поиска деятельности
Правила осуществления:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
Новый материал объясняется в форме беседы
По возможности создать проблемную ситуацию
Активное участие учащихся в поиске решения проблемы
Эвристический (новые понятия усваиваются в ходе коллективного поиска решения поставленной проблемы)
Эвристический метод - совокупность правил подготовки и организации с целью объяснения учебного материала в форме беседы путем решения проблемных познавательных задач в ходе эвристической беседы или дискуссии.
Основные признаки: приводятся факты и задачи приводящие к постановке проблемы.
Основные функции:
Объяснение новых понятий в условиях проблемной ситуации
Развитие интереса к самостоятельной поисковой деятельности
Самостоятельное усвоение новых понятий
Превращение знаний в убеждения
Правила осуществления:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
Сообщение части новых знаний в ходе беседы или дискуссии
Учащиеся сами выдвигают проблему и способы ее решения
Исследовательский (перед учащимися ставится задача для самостоятельного решения, алгоритм решения задачи предлагается самим учащимся)
Исследовательский метод – организация самостоятельной работы учащихся творческого типа через проблемные задания с целью самостоятельного усвоения новых понятий и интеллектуальных действий.
Основные признаки: вместо сообщения материала, учитель ставит проблему и цель решения
Основные функции:
Самостоятельное усвоение новых знаний
Формирование навыков творческой деятельности
Знания и убеждения
Правила осуществления:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
Задание на самостоятельную творческую работу должно быть целесообразно и выполнимо
Алгоритмический (работа учащихся идет по четким предписаниям педагога)
Алгоритмический метод – совокупность правил подготовки и организации практической деятельности учащихся по усвоению образца и алгоритма действий.
Признаки: инструктирование учащихся, показ образца, алгоритма практической деятельности, показ системы действий, ведущих к решению типовой задачи, деятельность учащихся по образцу. Овладевая тем или иным алгоритмом решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки. В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи.
Функции:
Передача учащимся готового образца действия или алгоритма действий
Организация практической деятельности учащихся по изготовлению предметов
Формирование учений и навыков в практической исполнительной деятельности или поиска нового алгоритма действия
Формирование навыков труда
Правила применения:
В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствии с поставленной целью
Подробный инструктаж и показ предстоящей работы
Учащиеся осваивают совокупность правил выполнения
Программированный (последовательное предъявление учащимся задач и алгоритмов поиска решений).
Выбор методов обучения
Для осуществления выбора надо знать дидактические условия, которые объективно влияют на процесс обучения:
1. структура и логика изложения учебного материала;
2. учебно-познавательные возможности учащихся;
3. возможности преподавателя;
4. материально-техническое оснащение.
На выбор методов влияет структурно-логическая схема содержания учебного материала.
1 вариант структуры учебного материала
Опорные Прямые единич- Новые
понятия ные связи понятия
Для этой структуры характерно требование преподавателя -> указание (как сделать) -> выполнение. Такая деятельность характерна для метода диалогического изложения.
2 вариант
Опорные Множество
понятия 1 существенных и несущ-
ных связей
Опорные
понятия 2
Новое понятие
Опорные
понятия 3
Опорные
понятия 4
В деятельности преподавателя и учащихся в данном случае можно реализовать сочетание диалогического и показательного методов обучения. Чем больше исходных элементов имеют связь с новым понятием, тем сложнее сделать правильный вывод, больше вероятности ошибок у учащихся, поэтому уровень проблемности снижается за счет того, что преподаватель сам показывает решение проблемы, формирует новое знание.
3 вариант
Опосредованные связи
Опорные Новое
понятия понятие
В данном случае новое знание имеет опосредованные связи с ранее изученными понятиями, и новое понятие может быть сформировано путем логических рассуждений, ведущих к требуемому выводу. Это указывает на возможность применения методов более высокого уровня проблемности: эвристического, исследовательского.
Методы теоретического обучения учащихся в системе начального профессионального образования
Методы устного изложения учебного материала:
Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.
Беседа – вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.
Объяснение – при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.
Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.
Работа учащихся с книгой - беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.
Наглядные методы:
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для технических предметов наглядное средство часто является основным источником знания.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения