logo
МПО-ШПОРЫ

2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обуче­ния.

Методы проблемно-развивающего обучения

Проблемность отражает наличие объективных противоречий в изучаемой технике, а также в самом процессе усвоения учащимися понятий. Теория проблемно-развивающего обучения строится на основе принципа целесообразности, т.е. с учетом конкретных целей и задач урока, каждого этапа обучения:

  1. Монологический (приемы рассказа, объяснения преподавателя)

Монологический метод – совокупность методических правил подготовки и организации учебного процесса с целью передачи учащимся готовых выводов науки в форме рассказа преподавателя (монолог) или лекции с применением аудио-визуальных средств; формирование у учащихся приемов и способов учебной работы, развитие памяти и внимания.

Основные признаки: изложение учебного материала в виде сообщения факта описывающего событие, отсутствие проблемных ситуаций, исполнительская деятельность учащихся (наблюдение, слушанье и запоминание, выполнение действий по образцу).

Основные функции:

  1. Передача готовых знаний

  2. Организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний

  3. Формирование умений и навыков учебной работы путем многократного повторения или применения в упражнениях

  4. Воспроизведение ранее усвоенных знаний в устной или письменной речи

Правила осуществления монологического метода:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью

  2. Сообщить учащимся учебный материал для запоминания или применения в упражнениях

  3. Показать образец действия или рассуждения

  4. Способ сообщения – лекция, рассказ

  5. Способ работы учащихся – слушанье, наблюдение, выполнение по образцу

  1. Показательный (ставится проблема, предлагаются поиски её решения)

Показательный метод – совокупность методических правил подготовки и организации занятия с целью объяснения сущности новых понятий путем показа логики решения проблемы в истории науки; усвоение учащимися образца логики научного исследования, поиска; развития памяти и репродуктивного мышления.

Основные признаки: изложение материала через показ проблемы, возникшей когда-то в науке; активная репродуктивная деятельность учащихся, наблюдение и слушанье, осмысление логики научного исследования, интерес к теме.

Основные функции:

  1. Передача готовых выводов науки путем объяснения, раскрытия сущности понятий

  2. Показ образца решения научной проблемы

  3. Усвоение учащимися новых понятий и способов деятельности через осознание логики научного поиска

Правила осуществления:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью

  2. Сообщить учебный материал через постановку проблемы соответствующей науки

  3. Способы сообщения: реконструкция логики исследования, искусственное построение логики в сочетании с демонстрационным экспериментом

  4. Обязательное сочетание слова и наглядности

  5. Активное восприятие образца научного поиска

  1. Диалогический (преобладает беседа между преподавателем и учащимся, в процессе которой идет совместный поиск решения проблемы)

Диалогический метод – совокупность правил подготовки и организации с целью объяснения учебного материала в форме беседы путем создания проблемной ситуации, путем постановки проблем самим учителем и решение их с участием учащихся.

Основные признаки: изложение учебного материала в форме беседы, создание проблемных ситуаций учителем с привлечением учащихся к поиску их решения.

Основные функции:

  1. Объяснение сущности новых понятий и способов познавательной деятельности

  2. Привлечение учащихся к активному участию

  3. Формирование умений и навыков познавательной деятельности через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и ее доказательства

  4. Формирование мотивов учения, познавательных потребностей и интересов к учению, подготовка самостоятельного поиска деятельности

Правила осуществления:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью

  2. Новый материал объясняется в форме беседы

  3. По возможности создать проблемную ситуацию

  4. Активное участие учащихся в поиске решения проблемы

  1. Эвристический (новые понятия усваиваются в ходе коллективного поиска решения поставленной проблемы)

Эвристический метод - совокупность правил подготовки и организации с целью объяснения учебного материала в форме беседы путем решения проблемных познавательных задач в ходе эвристической беседы или дискуссии.

Основные признаки: приводятся факты и задачи приводящие к постановке проблемы.

Основные функции:

  1. Объяснение новых понятий в условиях проблемной ситуации

  2. Развитие интереса к самостоятельной поисковой деятельности

  3. Самостоятельное усвоение новых понятий

  4. Превращение знаний в убеждения

Правила осуществления:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью

  2. Сообщение части новых знаний в ходе беседы или дискуссии

  3. Учащиеся сами выдвигают проблему и способы ее решения

  1. Исследовательский (перед учащимися ставится задача для самостоятельного решения, алгоритм решения задачи предлагается самим учащимся)

Исследовательский метод – организация самостоятельной работы учащихся творческого типа через проблемные задания с целью самостоятельного усвоения новых понятий и интеллектуальных действий.

Основные признаки: вместо сообщения материала, учитель ставит проблему и цель решения

Основные функции:

  1. Самостоятельное усвоение новых знаний

  2. Формирование навыков творческой деятельности

  3. Знания и убеждения

Правила осуществления:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью

  2. Задание на самостоятельную творческую работу должно быть целесообразно и выполнимо

  1. Алгоритмический (работа учащихся идет по четким предписаниям педагога)

Алгоритмический метод – совокупность правил подготовки и организации практической деятельности учащихся по усвоению образца и алгоритма действий.

Признаки: инструктирование учащихся, показ образца, алгоритма практической деятельности, показ системы действий, ведущих к решению типовой задачи, деятельность учащихся по образцу. Овладевая тем или иным алгоритмом решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки. В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи.

Функции:

  1. Передача учащимся готового образца действия или алгоритма действий

  2. Организация практической деятельности учащихся по изготовлению предметов

  3. Формирование учений и навыков в практической исполнительной деятельности или поиска нового алгоритма действия

  4. Формирование навыков труда

Правила применения:

  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствии с поставленной целью

  2. Подробный инструктаж и показ предстоящей работы

  3. Учащиеся осваивают совокупность правил выполнения

  1. Программированный (последовательное предъявление учащимся задач и алгоритмов поиска решений).

Выбор методов обучения

Для осуществления выбора надо знать дидактические условия, которые объективно влияют на процесс обучения:

1. структура и логика изложения учебного материала;

2. учебно-познавательные возможности учащихся;

3. возможности преподавателя;

4. материально-техническое оснащение.

На выбор методов влияет структурно-логическая схема содержания учебного материала.

1 вариант структуры учебного материала

Опорные Прямые единич- Новые

понятия ные связи понятия

Для этой структуры характерно требование преподавателя -> указание (как сделать) -> выполнение. Такая деятельность характерна для метода диалогического изложения.

2 вариант

Опорные Множество

понятия 1 существенных и несущ-

ных связей

Опорные

понятия 2

Новое понятие

Опорные

понятия 3

Опорные

понятия 4

В деятельности преподавателя и учащихся в данном случае можно реализовать сочетание диалогического и показательного методов обучения. Чем больше исходных элементов имеют связь с новым понятием, тем сложнее сделать правильный вывод, больше вероятности ошибок у учащихся, поэтому уровень проблемности снижается за счет того, что преподаватель сам показывает решение проблемы, формирует новое знание.

3 вариант

Опосредованные связи

Опорные Новое

понятия понятие

В данном случае новое знание имеет опосредованные связи с ранее изученными понятиями, и новое понятие может быть сформировано путем логических рассуждений, ведущих к требуемому выводу. Это указывает на возможность применения методов более высокого уровня проблемности: эвристического, исследовательского.

Методы теоретического обучения учащихся в системе начального профессионального образования

Методы устного изложения учебного материала:

Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.

Беседа вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.

Объяснение при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.

Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.

Работа учащихся с книгой - беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.

Наглядные методы:

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. 

метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для технических предметов наглядное средство часто является основным источником знания.