Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин. История становления и тенденции развития методики профессионального обучения. Объект и предмет изучения методики профессионального обучения. Построение понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения. Методы исследования в методике профессионального обучения: педагогический эксперимент, трудовой метод, фотография рабочего дня, моделирование структур учебной информации и т.д.
Объект, предмет МПО
Методика - это теоретическая дисциплина, которая описывает применение дидактических закономерностей в процессе обучения; самостоятельная область педагогических знаний о проектировании, конструировании и применения в педпроцессе специально разработанных средств обучения, которые способствуют формированию ЗУН учащихся.
Объект МПО - педпроцесс.
Предмет МПО – технология учебного процесса.
Соотношение педагогики и методики такое же, как и соотношение теории и технологии. Совершенствовать учебный процесс, работая над методикой нельзя, необходимо учитывать возможность появления новых педтеорий.
Универсальной методики быть не может. Методика должна учитывать педдействительность, т.е. речь идёт об индивидуальных методических системах.
Разрабатывая методики проф. обучения, проф. подготовки, необходимо пользоваться дидактическими нормами и требованиями технологической целесообразности.
Нормативные документы
квалификационная характеристика;
учебный план;
учебная программа.
Методика ПО
Методика тесно связана с деятельностью преподавателя мастера ПО, с приёмами и методами этой деятельности, и конечно же с личность самого педагога, с системой его профессиональных знаний, умений и с творчеством. Для того, чтобы представить теоретическую систему знаний научной дисциплины, необходимо определить объект, предмет, основные понятия и методы исследования.
Объект МПО – процесс обучения определённому предмету в каком-либо типе учебного заведения. Например, если речь идёт о методике преподавания электротехнике в проф. училище, то объектом методики преподавания является процесс обучения электротехнике в проф. училище.
В то же время, процесс обучения – объект исследования педагогики профтехобразования.
Данная структура отражает сущность процесса обучения. Преподавание и учение - главное дидактическое отношение в педпроцессе. Преподаватель и учащийся взаимодействуют на основе содержания конкретного предмета. Если взаимодействие между преподавателем и учащимся выражает сущность педпроцесса, то соотношение между содержанием и методами обучения – раскрывают педпроцесс со стороны методики преподавания. В центре внимания педагогики находится диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения.
Предмет познания МПО – это самостоятельная система знаний, умений о конструировании, применении и развитии специальных логических средств, с помощью которых осуществляется регуляция деятельности преподавателя (мастера) и учащегося в формировании проф. знаний и умений, в развитие технического мышления.
Исторические сведения и тенденции развития МПО
Исторические сведения.
Методика, как специальная отрасль педзнаний, начала развиваться с 1789 года. Толчком для её развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. За сравнительно короткий срок к 1800 году было создано более 70 учебно-методических пособий. История развития МПО началась с 1846 года появлением первых научно обоснованных программ производственного обучения, которые, благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Макарова и Д.К. Советкина, стали основой русской системы проф. обучения. В нашей стране она подучила целенаправленно развитие с открытием Центрального института труда в 1926 году.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения