Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
1. Цели анализа уроков теоретического и производственного обучения. Подготовка к анализу урока: определение задач, места данного урока в системе уроков. Контролирующая и управляющая функции наблюдения и анализа уроков. Воспитывающая и обучающая функции анализа уроков. Коэффициент эффективности урока теоретического обучения. Виды анализа уроков: предметный, общедидактический, аспектный, комплексный и др. Методика проведения наблюдения и анализа уроков. Ведущие методы: наблюдение, беседы с учащимися и преподавателем. Оформление протоколов анализа урока. Анализ результатов посещения и корректировка учебного процесса.
Цели анализа уроков теоретического обучения
Основные задачи:
проверка качества теоретического обучения учащихся, выявление уровня их знаний, навыков и умений;
воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.
Цели анализа урока:
Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.
Инструктирование педагога.
Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
Выяснение причин успехов и неудач преподавателя, преодоление недостатков в его работе.
Выявление системы работы преподавателя.
Анализ уроков теоретического обучения
Анализ урока, как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока — насколько она соответствует его содержанию.
Анализ целей урока. Здесь отмечаются два момента: насколько полно и четко сформулированы цели урока — образовательная, воспитательная, развивающая в поурочном плане преподавателя и как они реализованы непосредственно на уроке.
Анализ структуры и организации урока. Оценивая рациональность структуры урока, руководитель должен учитывать место и роль данного урока в системе уроков по изучаемой теме программы, его дидактическую, воспитательную и развивающую цель, особенности содержания и характер учебного материала, состав учащихся, оснащенность учебного кабинета. Необходимо также оценить соответствие реальной структуры урока запланированной, целесообразность отступлений преподавателя от плана, если такие имели место.
Наряду с оценкой рациональности избранной последовательности элементов урока важно оценить оптимальность количества времени, выделенного на каждый из них.
Анализ содержания урока. Анализируя урок по содержанию учебного материала, необходимо определить соответствие его требованиям учебной программы. При этом важно, во-первых, установить полноту, целостность охвата содержанием урока соответствующих положений программы, во-вторых, — не упустить из виду нежелательное превышение программных требований, что порою имеет место и ведет к перегрузке учащихся.
Анализ методики проведения урока. Центральным звеном анализа урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы преподавателя и учащихся, их сочетания.
С этой целью выясняются следующие вопросы: какие методы и методические приемы были использованы на уроке, в какой степени эти методы соответствовали учебно-воспитательным задачам данного урока, содержанию учебного материала, степени его сложности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов использовались и насколько они рациональны; в какой степени осуществлялись обучающие, воспитывающие и развивающие функции методов, применяемых преподавателем на уроке; как используемые методы способствовали развитию мышления, памяти, речи учащихся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулировали познавательную активность учащихся; как они формировали навыки и умения самостоятельной учебной работы (умения самостоятельно приобретать знания).
Важными компонентами педагогического анализа урока являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержания, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних заданий.
Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его эффективности. Из других способов проверки результатов урока можно выделить краткий опрос учащихся проверяющим, выполнение учащимися миниконтрольных работ по заданию руководителя, ознакомление с тетрадями учащихся.
Типы анализа:
Полный – проводится с целью контроля качества организации учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности преподавателя. Является наиболее сложным, так как включает в себя все аспекты урока.
Комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Близок к полному анализу и применению при анализе нескольких уроков по одной теме.
Краткий анализ – проводится с целью общей оценки качества урока, его научно-теоретического уровня и отражает основные дидактические категории.
Аспектный анализ – может быть анализ воспитательной стороны урока, психологической.
Такой анализ проводится при жестком лимите времени и необходимо более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или выявления эффективности определенных действий преподавателя.
Виды анализа:
Дидактический
Воспитательный
Методический
Организационный
Хронометраж учебного занятия:
Это метод регистрации деятельности учащихся. Структура деятельности учащихся определяется путем наблюдения за ними. Деятельность учащихся фиксируется в листе наблюдения урока (ЛНУ).
ЛНУ представляет собой таблицу, в которой фиксируется номер этапа урока, наименование этапа, время и распределение учащихся на этапах урока.
Перед таблицей записывается или указывается тема урока, дата, цель, ФИО преподавателя или мастера производственного обучения. ЛНУ заполняется для определенного уровня сформированных новых понятий на различных этапах урока.
Используются следующие условные обозначения:
Т – продолжительность занятия
ti – продолжительность этапа урока
М – общее количество учащихся
mi – количество учащихся, у которых выявлен уровень учебно-познавательной деятельности на этапе урока и он находится в системе гарантированного достижения поставленной цели.
Коэффициент эффективности урока:
Одним из возможных вариантов получения обоснованных выводов о достижении обучающимся цели урока является сопоставленный коэффициент эффективности урока (Кэф) по алгоритму управления с коэффициентом усвоения учебного материала по данному уровню (К). В дидактических исследованиях установлено, что если К0,7, то знания учащихся достигли планируемого уровня. Если Кэф=К, то такой урок достиг своей обучающей цели. Расчет Кэф провод по след формуле:
.
Предложенная методика анализа урока хорошо себя зарекомендовала на уроках теоретического обучения. Как решить эту проблему на уроках производственного обучения? Очевидно, данная методика может быть применена на вводном инструктаже. Во время проведения учебно-производственных работ учащиеся получают материальный результат своего труда. Анализируя работу каждого учащегося и принимая во внимание Кэф на вводном инструктаже, можно сделать вывод о том, достиг урок производственного обучения обучающей цели или нет.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения