1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
Средства осуществления учебного процесса
В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление). С помощью посредников увеличился объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, проф. умений и т.д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения (рис).
Объекты
изучения
Средства обуч-я
Препод-ль Учащиеся
Средство – то, что необходимо для реализации цели. К широкому спектру дидактических средств относят все то, что каким-то образом может быть представлено.
Классификация средств по различным основаниям и их группировка:
Материальные объекты:
Учебное оборудование
Инструменты
Приборы
Демонстрационное оборудование
Знаковые системы:
Учебники и учебно-методические пособия
Дидактический материал
Карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради и др.
Изобразительные пособия: плакаты, схемы, диаграммы и др.
Логические регулятивы деятельности:
Теоретический уровень: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения
Эмпирический уровень: действия, операции, приемы обучающей деятельности.
Относительно самостоятельное значение занимает учебно-производственное и лабораторное оборудование. С его помощью показываются или замещаются объекты научного познания, моделируются различные режимы работы, увеличиваются познавательные возможности учащихся.
На уроке во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, которое не несет информационной или тренировочной функции, но помогает педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-технические объекты, с помощью которых реализуется информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения.
Материальные средства играют значительную роль на начальном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения