Функции логических регулятивов
В роли логических регулятивов (конструкций) выступают мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности. Обучающая деятельность может быть описана на эмпирическом и теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне – показ системы действий, операций, приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию знаний, умений. Теоретический уровень – обобщает наиболее ценные находки педагога. Структуры обобщения обучающей деятельности различны. Наиболее распространены методы и методики обучения.
Метод – определенная система взаимосвязанных элементов – логических операций, нормативных принципов, правил обучающей деятельности. Эти разнообразные регулятивные средства, применяемые в формировании знаний, умений, выполняют функции посредников, инструментов в обучении. В отличие от материальных объектов они являются логическим конструктами, опредмеченными в тех или иных текстах.
Методические приемы
Многие методики обучения, разработанные силами педагогов, состоят из описания обобщенных приемов обучения, или методических приемов. Методические приемы тесно связаны с рефлексией (педагог мысленно объединяет действия, которые принесли ему наибольший успех на уроке) собственных действий педагогов. Таким образом, объективной основой появлений новых приемов обучения являются конкретные действия педагога, давшие ему открытия на уроке. Приемы обучения являются образцами для подражания и усваиваются путем показа или описания.
Подход к обучению
Близким по значению к понятию «метод» является «подход к обучению». Он выступает особым регулятивом обучения. В отличие от метода подход к обучению указывает на проект или выбранную стратегию обучения. Бывают: системный, структурный, проблемный, модульный и другие.
Принципы обучения – начало, исходное положение.
Имеет двоякую природу и выполняет две разные функции:
Отражает объективные связи во взаимодействии преподавателя и обучаемого на различных этапах формирования ЗУН. МПО активно использует принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профнаправленности обучения (дидактические принципы);
Включает в себя методические принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении.
Методический принцип – конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.
Правила обучения
Переходной формой между принципом и методом обучения являются правила обучения – простейшие методические структуры, содержащие указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения.
Метод обучения
Без него невозможно объективизировать методический опыт, т.е. осуществлять преемственность в культуре мышления педагога.
Методика обучения (методические руководства)
Это итог развития средств обучения, а также конкретизация условий применения тех или иных методов обучения на материале конкретного предмета.
Методические руководства – объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержания учебного материала в систему более высокого уровня организации.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения