Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
1. Цель и задачи контроля знаний и умений учащихся. Обучающее и воспитывающее значение контроля. Требования, предъявляемые к контролю: систематичность, всесторонность, дифференцированность, объективность, действенность. Виды, формы и методы контроля. Индивидуальный и фронтальный опросы. Письменная текущая и тематическая проверка знаний и умений.
Цели и задачи контроля ЗУН
ЦЕЛИ ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРГФОРМЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОВЕРКА, КОНТРОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ.
Схема показывает, что контроль завершает процесс обучения.
Контроль ЗУН, учёт успеваемости учащихся является одним из важнейших звеньев учебного процесса.
Контроль - структурный блок процесса обучения. Контроль за ходом и результатом обучения обеспечивает обратную связь - позволяет выявить результаты формирования знаний и умений учащихся и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики преподавателя. Он может переоценить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, может недооценивать трудности отдельных тем и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не приведут к планируемому уровню знаний и умений.
Контроль - это проверка знаний, предусматривающих оценку по результатам учебной деятельности.
Цели контроля: корректировка подготовки и проведения занятий; мотивация и стимулирование.
Задачи контроля:
1. проверка уровня знаний учащихся, качество преподавания;
2. закрепление ранее усвоенных знаний, умений, систематизация и обобщение;
3. воздействие на учебно-воспитательный процесс;
4. выявление лучшего опыта работы; обобщение и распределение его в коллективе;
5. организация работы преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
6. установление обратной связи.
Функции контроля:
1. Контролирующая (выявления уровня сформированных ЗУН, предусмотренных программой, оценить метод коррекции);
2. Обучающая (совершенствование ЗУН в процессе проверки, развития мышления и памяти у учащихся);
3. Воспитывающая (формирование у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе работы);
4. Развивающая (процесс проверки и оценки знаний способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, мышление, память);
5. Организующая (подводит учащихся к самостоятельным выводам о необходимости освоения более рациональных приемов учебного труда).
Методы (классификация):
1. По месту проведения в процессе изучения курса (предварительный, текущий, периодический, итоговый контроль);
2. По охвату учащихся (индивидуальный, групповой, фронтальный контроль);
3. По форме предъявления (устный и письменный контроль).
Дидактические принципы проверки и оценки знаний
Под ними понимаются такие исходные теоретические положения, в соответствии с которыми должна строиться практическая деятельность преподавателя и учащихся.
1. Действенность – система учета оценки знаний, приносящая положительный результат;
2. Систематичность;
3. Индивидуальность;
4. Объективность;
5. Дифференцирование;
6. Единство требований.
Требования к контролю:
1. Планомерность – контроль должен соответствовать ходу учебного процесса и отражать все основные разделы программы предмета
2. Систематичность – контроль должен позволять выявлять степень овладения знаниями, стимулировать самостоятельную работу обучаемых и планировать время
3. Объективность – контроль должен позволять научно обосновывать, оценивать знания учащихся, быть независимым от личных условий преподавателя, составлять основу управления учебным процессом
4. Экономичность – контроль не должен отнимать много времени у преподавателя и учащихся, но при этом обеспечивать анализ работы и оценки
5. Обозримость – наглядность представления результатов и гласность
6. Простота – контроль не требует сложных приспособлений, а при использовании технических средств быть доступным любому преподавателю и учащемуся
Текущее наблюдение
Одним из основных методов контроля является проводимое учителем планомерное систематическое наблюдение за учебной работой учащихся на уроках и во вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение учащихся к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН.
В связи с тем, что итоги наблюдения за учениками нелегко удержать в памяти, учителя ведут специальные записи в личных тетрадях или дневниках, которые способствуют объективному определению динамики развития и подготовки учащихся.
Главное достоинство устной проверки – контакт между преподавателем и учащимся, что даёт возможность изучить их индивидуальные способности, корректировать их знания и т.д. В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруднений:
1.отбор содержания и постановка вопроса;
2.потеря внимания группы при ответе одного учащегося;
3.нехватка времени для опроса.
Фронтальный опрос
За короткое время проверяются знания всей группы по определённой теме.
Перед преподавателем стоят методические задачи:
1.установление факта знания или незнания учебного материала;
2.проверка понимания учебного материала;
3.выявление причин непонимания и установление их.
Важно, чтобы учащиеся знали свои оценки, с этой целью необходимо подводить итоги опроса. Целесообразно оценивать ответы на три вопроса, в случае ошибок преподаватель должен задавать дополнительные вопросы. Контролируя ЗУН учащихся, преподаватель оценивает их.
Как запомнить ответы учащихся и правильно их оценить? Удобно использовать следующий приём: опросить учащихся в одном ряду друг за другом. Если из десяти - 7, 8 ответили правильно, то результат неплохой всей группы.
Индивидуальный опрос
Позволяет выявить правильность ответа, его полноту, логичность изложения, культуру речи учащегося. Это форма в основном используется в теоретическом обучении при текущем и тематическом контроле знаний. Учащиеся должны дать ответ на вопрос в виде развёрнутого рассказа.
Технология проведения индивидуального задания
Постановка задания, вызов учащегося для проверки к доске.
Подготовка учащегося к ответу первому 4-5 минут, остальным больше.
Слушание ответа.
Обсуждение.
Выставление оценок.
Письменная проверка
Преимущество письменной проверке в том, что за короткое время можно проверить знания большого числа учащихся одновременно. Результаты рассматриваемого вида проверки дают возможность для глубокого анализа знаний и развития учащихся, для выявления ошибок, выявление знаний, умений.
Недостатки:
нет непосредственного контакта преподавателя и учащегося;
преподавателю приходится затрачивать много времени на проверку одной из форм письменной проверки.
Виды письменных контрольных работ:
тематические (проводятся обычно в конце изучения крупной темы и рассчитаны на выполнение в течение целого урока);
текущие (проводятся в ходе урока в течение 10-15 минут по текущему материалу темы).
Практическая проверка
Проводится для того, чтобы выяснить, как учащиеся умеют применять полученные знания в практических условиях. В ходе такой проверки учащиеся убеждаются в истинности своих знаний и необходимости продолжения их закрепления.
В условиях профтехподготовки в учебных заведениях, практическую проверку ЗУН учащихся можно поводить при изучении любых общетехнических и специальных предметов. Эти задания включают: сборку схем, приёмы различных измерений, настройку приборов и т.д.
Программированный контроль
Осуществляется главным образом путём применения карточек-заданий. Правильность ответов контролируется двумя способами: машинным и без машинным.
При машинном, ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются кодом правильных ответов и на основании этого определяется оценка.
При без машинном, ответы проверяются при помощи шаблонов, перфорированных карт и т.д.
Эти задания бывают 2 типов:
1. избирательные, основанные на припоминании и отборе ответов;
Недостатки: вместе с правильными ответами предлагаются неправильные.
2. с конструированным ответом, основанном на припоминании и дублировании.
Достоинства:
1. облегчает работу учащихся;
2. облегчает проверку выполненных заданий учителем;
3. объективный метод контроля; (результаты тестирования поддаются однозначному и воспроизводящему измерению (эталону)).
Недостатки: снижает творческие возможности уч-ся при выполнении заданий.
2. Методика разработки контрольного инструментария. Тесты. Классификация тестов. Тесты первого, второго и третьего уровня: виды, особенности применения. Анализ и оценка деятельности учащихся на уроке.
Тест – испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний, умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.
Эталон – это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности.
Т(тест)=З(задание)+Э(эталон).
Преподаватель сверяет ответ учащегося с эталоном и на основание его ставит оценку. Тест без эталона – это обычное задание. Зная число операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащегося.
Коэффициент усвоения – показатель обученности учащегося по предмету:
а
= к, где к – коэффициент усвоения знаний.
р
0 < к 1. Если к 0.7, то учащиеся уверенно решают задачи, способны к сохранению знаний. Если к < 0.7, то учащийся совершает ошибки и не способен их исправить.
Основные операции при разработке тестов
1. составить спецификацию и граф;
2. определение объектов контроля и выделений понятий;
3. разработка теста;
4. экспертно-редакционная проверка и корректировка теста;
5. размножение теста.
Классификация тестов (по уровням усвоения знаний учащимися)
Тесты 1 уровня
Для проверки усвоения учебной информации на 1 уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта. В этих тестах выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как ответ содержится в самом задании.
Применяют при проверке опорных понятий.
Тесты на опознание. В них одна существенная операция – выбор из альтернативы «ДА» - «НЕТ», т.е. р=1. Например: является ли асинхронный двигатель электрической машиной переменного тока? Ответ (эталон): «ДА», р=1. Более сложны тесты 1 уровня на различие или выборочные тесты.
Тесты на различие. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. Например: в каких единицах измеряется частота звукового сигнала в электрической цепи? а) В; б)Вт; в) кОм; г) Гц; д) ВА. Эталон: г) Гц, р=1.
Тесты классификации (разновидность тестов на различие). В них соединены несколько тестов на различие. Например: укажите, какие из перечисленных формул расчета сопротивления цепи относятся к соответствующим электрическим цепям.
Тесты 2 уровня
Применяются при проверке новых понятий.
В тесты 2 уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизвести информацию на изучаемые учебные элементы без опоры на помощь и подсказку извне. Наиболее простыми являются тесты-подстановки.
Тесты-подстановки. В них бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Пример: напишите основные элементы окна?
1 2 3
1.__________________
2.__________________
3.__________________
Конструктивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему. Например: дайте определение усилителя низкой частоты. Возможный эталон: усилителем низкой частоты называется устройство, предназначенное для повышения мощности входного сигнала. В эталоне теста 2 уровня существенна логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого. Пример: дайте определение…
Тест-типовая задача характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т.е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций. Пример: дано R=10м. Найти S.
Все тесты 2 уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.
Тесты 3 уровня
Они используются тогда, когда требуется определить умения учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами 3 уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
Применяют при проверке любых понятий.
Тест-нетиповая задача. Решение нетиповой задачи состоит в сведении её к типовой задаче путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для создания тестов 3 уровня могут быть задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Число операций определяется по эталону. Пример: дано L=10м. Найти S.
Тест «черный ящик». В него включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащегося знаниях и умениях. Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание. Пример: я такая маленькая, маленькая, всего 32 тонны на 32 тонны.
Тестов 4 уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют умения учащегося ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам трудно создать. С помощью тестов преподаватель может выявить профессиональные знания, умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний, умений.
- Тема 1. Мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
- Тенденции развития мпо
- Построение понятийно-терминологического аппарата (пта)
- Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
- Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.
- Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
- 1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.
- 2. Система предметно-знаковых средств обучения. Учебник по специальным дисциплинам как обучающая система. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Система предметно-знаковых средств
- Функции логических регулятивов
- Тема 5. Дидактическое проектирование. Методический анализ учебного материала
- Тема 6. Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления деятельности в теоретическом и производственном обучении рабочих
- 1. Классификация методов обучения. Парные методы. Перцептивные методы (основаны на восприятии):
- 2. Методы теоретического обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
- 3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обучения.
- 4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.
- Тема 7. Организационные формы теоретического и производственного обучения в учебных заведениях начального профессионального образования
- 1. Типы уроков теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения.
- 3. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели, задачи и структура. Планирование и организация совмещенного урока.
- 5. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.
- Тема 8. Методика проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе теоретического и производственного обучения
- Тема 9. Наблюдение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
- Тема 10. Технологии профессионального обучения