2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
Основным условием благополучного прохождения процесса адаптации к школьной деятельности является создание психолого-педагогических условий, способствующих положительному принятию первоклассниками новой социальной ситуации и роли.
Задачи:
1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;
2) представить описание программы с учетом педагогических условий.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий:
Организация режима школьной жизни первоклассников.
Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
Организация внеучебной жизни первоклассников.
Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» (Пилипко Н.В., Громова Т.В.)
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметно-пространственной среды
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
проведение плановых и внеплановых прививок;
витаминизация;
профилактика простудных заболеваний;
создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
физкультминутки проводятся на каждом уроке;
подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
выполнение требований СанПиНа к организации питания;
соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация внеучебной жизни первоклассников
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
спортивно-оздоровительное;
научно-познавательное;
проектная деятельность;
духовно-нравственное;
патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников
изучение условий жизни ребёнка в семье;
ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
оборудование «Уголка для родителей» в школе;
коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
родительские собрания;
совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Выводы по второй главе
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Проведённое исследование показало, что процесс адаптации к школе у первоклассников проходит неоднородно. Имеют место быть различные группы детей по уровню адаптации (9 человек – достаточный уровень, 2 человека – частичный уровень, 4 человека – недостаточный уровень).
Для успешного прохождения этого периода необходима всесторонняя помощь ребёнку. Создание психолого-педагогических условий, способствующих успешному приспособлению детей к учебной деятельности.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе………………………………………………………………..5
- Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….21
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
- 1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
- 1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
- 1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
- 2.1. База и методики исследования
- Уважаемые родители первоклассников!
- 1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- 2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- 4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- 5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
- 6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- 1.Сложности в обучении:
- 2.Трудности в усвоении норм поведения:
- 3.Особенности социальных контактов:
- 4.Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребенка к школе.
- 4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
- 2.2. Анализ результатов исследования
- 2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
- Заключение
- Список использованной литературы