logo
Никольская Дети и подростки с аутизмом

Развитие речи и навыков коммуникации

В наиболее тяжелых случаях, при полном или почти полном отсутствии у подростка экспрессивной речи, данный возраст ста­новится для родителей и учителей переломным в понимании пре­дельно ограниченных коммуникативных возможностей ребенка.

Именно в это время чаще всего происходит смена направления работы, начинают разрабатываться не только и не столько рече­вые навыки, сколько вообще все средства, дающие ребенку воз­можность связаться с близкими и сообщить им о своих нуждах. Основное внимание уделяется отработке возможности пользовать­ся указательным жестом, утвердительными и отрицательными движениями головы, существуют попытки развить жестовую речь, использовать карточки для выражения своих потребностей. Не­которых детей удается обучить примитивной письменной речи. Как и в случаях выработки других навыков, отработанное сред­ство коммуникации с трудом переносится в другие условия, по­этому все навыки невербальной коммуникации отрабатываются в рамках привычных бытовых ситуаций.

Переход к отработке невербальных средств коммуникации не означает отказа от попыток дальнейшего побуждения речевого развития. Известны случаи, когда отработка этих более простых средств коммуникации даже стимулировала некоторое продвиже­ние и в речевом развитии ребенка.

G. Mesibov (1983), суммируя данные исследований, сообщает, что по уровню речевого развития только десятая часть подрост­ков с аутизмом соответствует своему возрасту. У большинства детей, наряду с проблемами экспрессивной речи, остаются выра­женными трудности понимания.

Для менее развитых в речевом плане детей в подростковом возрасте характерными остаются речевые стереотипии и повто­рение слов и словосочетаний — непосредственное и отставленное. Эти эхолалии могут использоваться ребенком для коммуникации.

Для большей части подростков с аутизмом достаточно труд­ным остается построение развернутого речевого высказывания: они излагают учебный материал, используя отдельные отработан­ные штампы. Ответы таких детей правильны, но максимально свернуты. Вместе с тем, затрудняясь в использовании своего род­ного языка, они могут быть относительно успешными на уроках изучения иностранного, даже в сравнении со своими обычными одноклассниками.

У наиболее «продвинутых» детей, владеющих большим словар­ным запасом и сложной фразой, имеющих значительные успехи в речевой коммуникации, остаются особенности просодики. Их речь характеризуется недостаточной эмоциональностью, необыч­ным темпом и ритмом, затухающей или скандирующей интонацией. В целом, именно особенности просодики «выдают» аутичного подростка, речь которого недостаточно направлена на ком­муникацию и эмоционально не адресована партнеру.

Характерным даже в этих случаях остается педантизм в речи, сосредоточение на одних и тех же выражениях, вопросах, темах. Остается проблема организации диалога, гибкого перехода от роли говорящего к роли слушающего, слабое представление об умест­ности обсуждения в данный момент той или иной темы, трудность восприятия информации, находящейся вне зоны интереса ребен­ка. Возможно недостаточное понимание переносного значения, подтекста высказывания, как и их социального контекста.

Все это, несомненно, связано с общими качественными осо­бенностями психического развития людей с аутизмом. Характер­но, что даже для наиболее интеллектуально развитых подростков типичными остаются проблемы понимания оттенков смысла, его многоплановости, что создает трудности социализации, освоения межличностных отношений.

Наряду с трудностями речевой коммуникации у всех аутичных детей в той или иной степени отмечается задержка в развитии других форм общения. Аутичные подростки меньше, чем обыч­ные дети, ориентируются на мимику и жесты собеседника, хотя в это время многие из них начинают сами пользоваться жестами и делают успехи в письменной речи, в которой, как правило, проявляют «врожденную грамотность».

Наш опыт показывает, что в подростковом возрасте благода­ря психологической работе возможно значительное продвижение в формировании направленности на реального собеседника, в развитии речевого взаимодействия и даже в преодолении столь специфических для аутизма трудностей, как понимание подтек­ста и контекста высказывания, развитие чувства юмора.