Агрессия
Агрессивные тенденции, так же как и страхи, не должны расцениваться как однозначно отрицательные. Они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность, проявляться в форме влечений, выполнять функцию зашиты от непереносимых воздействий, исходящих от окружения, но могут свидетельствовать и о положительном росте активности ребенка, представляя собой спонтанные попытки преодоления страха, выхода на контакт. В каждом из этих случаев требуется свой коррекционный подход.
У детей первой группы единственно возможная форма проявления агрессии — самоагрессия. Чаще всего она выражается в импульсивном кусании собственной руки (у многих детей на запястье образуется характерная мозоль). Причиной самоагрессии в данном случае являются слишком настойчивые попытки взрослого наладить взаимодействие с таким ребенком, втянуть его в какую-либо целенаправленную деятельность без учета его повышенной пресыщаемости. При возникновении самоагрессии нужно прежде всего уменьшить интенсивность попыток произвольной организации ребенка.
Вместе с тем необходимо постараться объяснить ребенку ситуацию взаимодействия с ним как неопасную, подчеркнуть свою заинтересованность в контакте. Иногда аутичный ребенок первой группы может попытаться снять напряженность ситуации, прибегая к наиболее примитивным способам аутостимуляции (раскачиванию, постукиванию, интонированию), которые, однако, недостаточно развиты у таких детей. Способы эти, безусловно, патологичны, но являются показателем положительной динамики состояния ребенка, так как говорят о его активизации и об усложнении способов адаптации к окружающему миру. В такой экстремальной ситуации следует пытаться обучать ребенка и более сложным формам протеста: стукнуть по столу, крикнуть, оттолкнуть руку взрослого, бросить игрушку.
В поведении детей второй группы преобладают активное отвержение и заглушение окружающего, в рамках которых и расцветают проявления физической аутостимуляции и агрессивных разрядов, направленных на объекты окружения, на других людей и на самих себя. Рассмотрим эти варианты.
- Психологическое сопровождение
- Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому
- Трудности произвольной организации ребенка
- Особенности кризиса первого года
- На btopom-третьем годах жизни
- Признаки формирования разных типов аутизма
- Особенности психического развития в дошкольном возрасте
- Проблемы поведения и возможности их разрешения
- Опасные ситуации
- Необычные пристрастия, интересы и влечения
- Агрессия
- Самоагрессия
- Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям
- Стереотипность
- Развитие социально-бытовых навыков
- Адаптация в детском саду
- Подготовка к школе
- Психолого-педагогическая помощь ребенку с аутизмом в школе
- Основные условия обучения в школе
- Организация обучения
- Помощь в обучении
- Помощь в социальном и эмоциональном развитии
- Развитие отношений с детьми и взрослыми
- Проблемы подростков и взрослых
- Общая характеристика психического и социального развития
- Развитие речи и навыков коммуникации
- Межличностные связи и социальные взаимодействия
- Психолого-педагогическая помощь
- Выработка навыков социальной жизни
- Способы адаптации среды к возможностям человека с аутизмом
- Развитие и отработка навыков коммуникации