logo
Никольская Дети и подростки с аутизмом

Агрессия

Агрессивные тенденции, так же как и страхи, не должны рас­цениваться как однозначно отрицательные. Они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность, прояв­ляться в форме влечений, выполнять функцию зашиты от непе­реносимых воздействий, исходящих от окружения, но могут сви­детельствовать и о положительном росте активности ребенка, представляя собой спонтанные попытки преодоления страха, вы­хода на контакт. В каждом из этих случаев требуется свой коррекционный подход.

У детей первой группы единственно возможная форма про­явления агрессии — самоагрессия. Чаще всего она выражается в импульсивном кусании собственной руки (у многих детей на за­пястье образуется характерная мозоль). Причиной самоагрессии в данном случае являются слишком настойчивые попытки взрос­лого наладить взаимодействие с таким ребенком, втянуть его в какую-либо целенаправленную деятельность без учета его повы­шенной пресыщаемости. При возникновении самоагрессии нужно прежде всего уменьшить интенсивность попыток произвольной организации ребенка.

Вместе с тем необходимо постараться объяснить ребенку си­туацию взаимодействия с ним как неопасную, подчеркнуть свою заинтересованность в контакте. Иногда аутичный ребенок первой группы может попытаться снять напряженность ситуации, при­бегая к наиболее примитивным способам аутостимуляции (рас­качиванию, постукиванию, интонированию), которые, однако, недостаточно развиты у таких детей. Способы эти, безусловно, патологичны, но являются показателем положительной динами­ки состояния ребенка, так как говорят о его активизации и об усложнении способов адаптации к окружающему миру. В такой экстремальной ситуации следует пытаться обучать ребенка и бо­лее сложным формам протеста: стукнуть по столу, крикнуть, от­толкнуть руку взрослого, бросить игрушку.

В поведении детей второй группы преобладают активное от­вержение и заглушение окружающего, в рамках которых и рас­цветают проявления физической аутостимуляции и агрессивных разрядов, направленных на объекты окружения, на других людей и на самих себя. Рассмотрим эти варианты.