logo
Никольская Дети и подростки с аутизмом

Межличностные связи и социальные взаимодействия

Особенностью характера человека с последствиями детского аутизма, даже при условии его успешной социальной адаптации, часто остается особое стремление к упорядоченности и стабиль­ности жизни, уязвимость по отношению к резким переменам обстоятельств, негибкость в межличностных отношениях.

Несмотря на сохраняющиеся трудности развития социальных связей, в подростковом возрасте, появляется более выраженный интерес к другим людям. При этом, однако, остаются проблемы непонимания их чувств, намерений, сохраняется наивность, «дет­скость» в отношениях. Часто такие люди начинают считать сво­ими друзьями людей, просто оказавших им внимание. Неудачи в установлении дружеских связей ими тяжело переживаются.

Как известно, наибольшие проблемы у таких детей возника­ют в установлении контактов со сверстниками. Многие аутичные подростки начинают проявлять к ним активный интерес, но не умеют установить и поддержать контакты. Препятствием к вхож­дению в компанию сверстников является недоразвитие коммуни­кативных навыков: «свернутость» и стереотипность речевых выс­казываний, навязчивое обращение к одним темам и деталям, не­достаточно точное понимание ситуации общения. Как уже отме­чалось, характерны неумение слушать других, неучитывание того, какая информация известна собеседнику, а что для него ново, наивность, непонимание эмоциональных отношений, невольная бестактность в разговоре. Вхождению в компанию препятствует и трудность усвоения внутригрупповых правил и норм. Ситуация усложняется за счет того, что обычные подростки, как правило, не подкрепляют неловкие попытки «странных» детей войти в их сообщество.

Существуют два варианта вхождения такого ребенка в обще­ство сверстников. В благоприятном случае это происходит, если интересы группы совпадают со сверхценными увлечениями аутичного подростка. Тогда он может стать значимой фигурой для свер­стников и завоевать их уважение благодаря своим особым уме­ниям и энциклопедическим знаниям в области своего избиратель­ного интереса.

В других, менее благоприятных, случаях аутичные подростки начинают использоваться сверстниками для достижения асоци­альных целей. Они так дорожат одобрением и дружескими чув­ствами сверстников, что с готовностью соглашаются на все их предложения. Поэтому ими можно манипулировать: легко спро­воцировать на совершение социально неприемлемых поступков, произнесение нецензурных слов, что развлекает компанию и од­новременно создает аутичному подростку новые проблемы в от­ношениях со взрослыми.

Кроме того, обычные подростки быстро научаются использо­вать социальную неадекватность ребенка в своих целях. Обраще­ние к сверхценному увлечению аутичного подростка (провокация его монолога, который трудно остановить) или, наоборот, к зап­ретной для него теме (провокация аффективного срыва) позво­ляет вызвать негативную реакцию учителя и, оставшись в сторо­не, сорвать урок.

В то же время следует отметить, что распространенные среди обычных подростков формы асоциального поведения — уходы из дома, алкоголизация и наркотизация — не выражены у их аутичных сверстников. Обычно они остаются «домашними» детьми, но, научившись пользоваться городским транспортом, часто увлека­ются самостоятельными путешествиями по городу. При этом для них, как правило, важно не столько разнообразие живых улич­ных впечатлений, сколько удовольствие от воспроизведения са­мой схемы движения транспорта. При всей своей формальности такие путешествия являются для них редкими проявлениями са­мостоятельности. Присоединение к походам ребенка психолога позволяет преодолеть их схематизм, получить реальные жизнен­ные впечатления, накопить общие воспоминания, создать общую смысловую основу коммуникации.

Как правило, близких тревожит, как будет происходить поло­вое созревание ребенка, как проявится его сексуальность в усло­виях особой социальной наивности и сохранения тесной физи­ческой близости с родителями. Действительно, иногда отмечается импульсивное проявление неосознанных сексуальных влечений, возможна их неадекватная фиксация, например, как интерес к маленьким детям.

Однако при адекватном поведении окружающих подросток не фиксирует свои социальные промахи и усваивает правильный, не раздражающий окружающих стиль поведения, хотя его внутрен­ние проблемы, безусловно, остаются. В ряде случаев, они осоз­наются и адекватно выражаются близким людям, иногда у высо­коинтеллектуальных мальчиков они проявляются как компенса­торные идеи женоненавистничества, интеллектуальной неполно­ценности женщин и т. п.

В это время своеобразно складываются отношения внутри семьи, воспитывающей такого подростка. В отличие от нормально развивающегося подростка, такой ребенок чаще всего не стремит­ся выйти из-под опеки близких. Надолго остается бытовая и эмо­циональная зависимость от родителей. В то же время может на­растать напряженность в отношениях с мамой, которая продол­жает оставаться основным организатором учебной деятельности ребенка. Именно с ней он и связывает свои основные трудности, усталость и пресыщение.

Более близким подростку, его эмоциональной опорой и дви­гателем интеллектуального развития может стать отец, с которым ребенок часто связывает и большую свободу в отношениях, и развитие своих интеллектуальных интересов, и реализацию сверх­ценных увлечений. Отношения с отцом отчасти заменяют и мо­гут компенсировать дефицит нормального взаимодействия аутичного подростка со сверстниками.