Вопрос 7: требования, которые вы выдвигаете перед управлением, перед бокансом, настолько сложны и обширны, что их невозможно выполнить.
Это еще почему?
— Очень сложно и много...
ПРИМЕЧАНИЯ
К предисловию автора
1. Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) — современный философ, лидер Франкфуртской школы (наряду с Хоркхаймером и Адорно, и после).
2. Юлиус Фребель — немецкий публицист, философ и социолог XIX в. Размышлял о свободе и демократии в эпоху революций 40-х годов, Бисмарка и сладывания Германской империи.
3. Гершон Моисеевич Бреслав — профессор Латвийского университета, в упоминаемый период (88—89 гг.) много сделал для распространения методологии и СМД-подхода в Латвии. jc
ЕСТЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
1 анахронизм (гр. anachronismusana ...обратно, назад, против+ chronos время) — здесь: ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изоброжение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных.
2 инициации (лат. initiatio — совершение таинств) — посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.
3 Морган (Morgan) Льюис Генри (1818—1881) — амер. этнограф и историк цервобытного общества. Положил начало научной истории первобытного общества.
4 Тайлор (Tylor) Эдуард Бернетт (1832—1917) — англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Разработал анимистическую теорию происхождения религии.
5 Фрэзер (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854—1941) — англ. ученый, исследователь истории религии, которую считал происхождением индивидуальной психологии. Развивал сравнительный метод в этнографии.
6 Мид Маргарет (1901—1978) — амер. этнограф. Исследовала отношения между различными возростными группами в традиционных и современных обществах, детскую психологию с позиций этнопсихол. школы.
7 Мид (Mead) Джордж Герберт (1863—1931) — амер. философ-идеалист, социальный психолог, основатель т. н. символического интеракционизма.
8 Эриксон Эрик (1902) — амер. психолог, представитель эго психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность.
9 Пропп Владимир Яковлевич (1895—1970) — русский литературовед. Фундаментальные труды по теории и истории фольклора.
266
10 неофит (гр. neophytos) здесь: новый сторонник какого-либо учения.
11 ... бесплодным путем... — напр., тли или аксолотли.
12 Междуречие — Месопотамия (Двуречье), область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Ефрат. На террит. М. в 4-3 тыс. до н. э. сформировались раннеклассовые общества (Ур, Уруп, Лагаш и др.).
13 Голдинг (Golding) Уильям (1911) — англ. писатель. Романы "Повелитель мух", "Шпиль" сочетают элементы мифа, религии и фрейдистской символики с реалистическим изображением характеров и обстановки. Лауреат Нобелевской премии (1983).
14 вальдорфцы — последователи идей вальдорфской педагогики, которая основывается на теоретических постулатах антропософии. Антропософия — мистическое учение о человеке, развитое в нач. XX века Р. Штейнером. В антропософии делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиальная общедоступность "высшего знания".' Цель антропософии — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающее обучение медитации, музыки, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем "духовные органы познания" и достач "высшего состояния сознания".
15 Фромм Эрик (1900— 1980) — нем.-амер. психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой.
16 Райх (Reich) Вильгельм (1897—1957) —австр.-амер. врач и психолог, представитель леворадикального фрейдизма. Согласно Р., любой авторитарный общественный строй основан на сексуальном подавлении, становящемся основной характера и служащем массовым источником неврозов. Высказал идею об укарененности господствующей социальной системы в психологической структуре индивида, позднее развивавшуюся в сочинениях Фромма, Адорно и др.
17 Выготский Лев Семенович (1896—1934) — русский психолог. Специалист в области общей психологии, методолог психологии. Историзм и системность выделил как главные принципы в подходе к исследованию психологической действительности, прежде всего сознания. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
18 экзистенциализм (от позднелат. ex(s)istentia — существование) или философия существования. Иррационалистическое направление
267
современной философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-ой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период П-ой мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, Камю и др.). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. Э. хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки.
О МЕХАНИЗМЕ, ФЕНОМЕНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
1 Бepн Эрик (1902—1970) — амер. психолог и психиатр. Разработал "транзактный анализ". Развивая идеи психоанализа, Б. сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих "транзакций" (три эго-состояния: "взрослый", "родитель", "ребенок") В каждый данный момент взаимоотношения с другими людьми индивид находится в одном из этих состояний.
2 Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа. В исследованиях пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают паталогические симптомы (расстройство движений, восприятий, памяти и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (либидо).
3 деликвентное поведение (от лат. deliguens — правонарушитель) — откланяющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
4 Монблан — горный массив и вершина в Зап. Альпах, на границе Франции и Италии; самая высокая в Зап. Европе (4807 м).
Джомолунгма — высочайшая вершина на земле, в Б. Гималаях (8848 м)
6 фурьеризм — учение Фурье*, которое оказало значительное влияние на социальную и философскую мысль ряда стран Европы и Америки.
*Фурье (Fourier) Франсуа Мари Шарль (1772—1837) — франц. утопический социалист. Общество, согласно Ф., последовательно проходит периодыэдемизма ("райском" первобытности), дикости, варварства, цивилизации. Считал, что на смену строю цивилизации, переживающему глубокий кризис, должен прийти высший общественный строй — строй гармонии. В системе Ф. сохранились частная собственность, классы и нетрудовой доход.
7 .. .Парагвайского иезуитского государства... — Парагвай — страна в центральной части Ю. Америки. Первооткрывателями были испанские
268
конкистадоры в 1524 г. Главная религия (помимо традиц. религии идейцев) — католицизм. Контролируемое иезуитами государства существовало в XIII—XVIII веках.
8 .. .древневавилонских храмовых коммун... — Вавилония, гос-во начала 2-го тыс. — 539 до н. э. на Ю. Месопотамии (терр. совр. Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) — централизованное рабовладельческое государство.
9 ".. .но, как я это излагаю..." — автор книги методолог, представитель СМД (системомыследеятельностной) методологии. См. коментарий в Элит, и Эгалит. Пед. № 5.
СКАЗКИ ПРО СКАЗКИ, ИЛИ КАК ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ МЕТОДОЛОГИ
1 Гримм, братья: Якоб (1785— 1863) и Вильгельм (1786—1859) — нем. филологи, основоположники германистики как науки о языке и литературе и т. н. мифологической школы в фольклористике. Изд.: "Детские и семейные сказки" (1812—14), "Немецкие предания" (1816—18).
2 Перро Шарль (1628—1703) — франц. писатель. Трактат "Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук" (т. 1—4, 1688—97) направлен против догм классицизма. Всемирно известны "Сказки моей матушки Гусини..." (1697).
3 буддийские монастыри — с VI—XV вв. складывается и развивается традиция (особенно в Непале) обучения при буддийских монастырях. Можно предполагать, что этот процесс начался гораздо раньше, еще на заре христианской эры. Школы при этих монастырях, "гомпасы", готовили религиозных лидеров буддийской веры, и в меньшей мере вооружали знаниями и навыками, необходимыми в повседневной жизни. Ученики поступали в эти школы с целью получить религиозное образование, положение в обществе, профессиональную подготовку, а беднейшие из них оставались в школе на долгие годы. И в настоящее время имеются буддийские школы этого типа, пользующиеся авторитетом у буддистов. Среди них: Гумвикара, Мани-чай-тья, Кхаджну-ваки и др.
конфирмация (лат. confirmato утверждение) — здесь: у католиков — т. наз. таинство миропомазания, совершающееся над детьми (7—12 лет); у протестантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14—16 лет.
ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ
1 романтизм (фр. romantisme) — 1) направление в Европейском искусстве первой половины XIX в. Романтизм выдвинул на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; 2) бытующее в литературоведении обозначение метода, предполагающего творческое художественное пересоздание действительности в соответствии с идеалом автора; 3) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.
269
- Содержание
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Раздел II. Как можно и как нельзя мыслить про образование.
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Матрица типов педагогической деятельности
- П к п и
- Эт п Эл п
- Ик п д п
- Сказки про сказки, или как об этом говорят методологи.
- Раздел II. Как можно и как нельзя
- Мыслить про образование.
- Установочный доклад
- На организационно-деятельностную игру (оди)
- Коллегиум в сфере образования и подготовки в латвии.
- Раздел 1 проблемы
- Раздел 2. Цели
- Раздел 3. Задачи.
- §1. Коллегиум — это организационная структура и место, в котором осуществляются:
- §4. Описание состава и деятельности всех элементов Коллегиума.
- § 5. Представленный оргпроект имеет смысл только как целое, т. Е. Как структура из четырех элементов, собранная на одном материале, в одном месте, одним коллективом.
- Раздел 4. Ресурсы и средства.
- О свете и тьме в педагогике.
- О стандартизации и стандартах образования.
- 1. Вступление. Несколько методологических
- Вопрос 2: доклад трудно воспринимать, он очень не похож на привычную академическую манеру делания докладов.
- Вопрос 4: вы обрываете свою критику на общих местах, на азах, не углубляясь в проработку тем. Это что? дилетантизм? интригующий способ саморекламы?
- Вопрос 5: это вы считаете главным пороком финансовой политики мо?
- Вопрос 6: нельзя ли привести пример упоминавшегося расчета вероятности выполнения стандарта по какому-нибудь конкретному предмету и показателю?
- Вопрос 7: требования, которые вы выдвигаете перед управлением, перед бокансом, настолько сложны и обширны, что их невозможно выполнить.
- 2 Риторика (гр. Rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь.
- 18*-386