logo
Мацкевич

§4. Описание состава и деятельности всех элементов Коллегиума.

1) СЕМИНАРИЙ. Организованный учебный процесс, в котором читаются лекции, проводятся семинары по различным темам и отраслям знания, имеющим отношение к образованию и педагогике.

Процесс организован из нескольких курсов лекций и продолжающихся семинаров, каждый из которых проводится в том объеме академических часов и в том режиме, который заявлен преподавателем в соответствии с требованиями его темы. Лекции и семинары могут быть разовыми и могут продолжаться несколько недель или месяцев.

Преподаватели приглашаются из специалистов в педагогике, в сфере организации образования и других областей в Латвии и за ее пределами, которые имеют опыт, идеи, знания, инициативы, пригодные для ознакомления, повышения квалификации учителей, организаторов образования и других специалистов. Единственное требование, предъявляемое к преподавателями семинария, которое с течением времени будет ужесточаться, состоит в том, что преподаватель должен быть либо носителем уникального (открытого, изобретенного им самим, или неизвестного никому другому в Латвии) опыта и знания, либо быть лучшим специалистом в своей области в республике. (Разумеется, это требование в полной мере может быть выполнено только после накопления опыта работы семинария и прозедения соответствующих исследований и поисков среди членов сообществ профессионалов и специалистов в педагогике и в науке, а также за пределами сообществ, в так называемой "периферийной педагогике" (по терминологии из исследований ЮНЭСКО).

Слушатели или учащиеся семинария набираются либо под конкретную тему или преподавателя, либо на определенный срок, и тогда они посещают все курсы и семинары, проходящие в этот период. Единственной обязанностью слушателя является написание и защита на семинаре реферата по теме курса лекций или цикла семинаров. Текст реферата помещается в АРХИВ, а слушатель получает документ с соответствующей отметкой об освоении темы, по которой он повышал квалификацию.

Во всех курсах лекций и в семинарах принимает участие ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА. Она обеспечивает документирование курса (магнитофонные записи, список литературы, стенограммы и т. д.), отчеты для АРХИВА: а) о качестве и содержании курса и преподавания; б) о теме и содержании темы, независимо от конкретного курса и преподавания.

В АРХИВ поступает также авторский текст преподавателя по своей теме, или стенограмма его лекций или докладов по теме.

ПО предложению самого преподавателя, или по рекомендации ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ, при согласии преподавателя его тема может быть перенесена на обсуждение в КОЛЛЕГИУМ.

2) КОЛЛЕГИУМ. Организованная в виде предметного, философского или методологического семинара коммуникация коллег профессионалов и специалистов в той или иной практической или теоретической области.

Процесс коммуникации организован в виде докладов и обсуждения, дискуссий и критики профессионалами темы и содержания докладов.

Докладчиками коллегиума становятся: преподаватели СЕМИНАРИЯ, тема которых достаточно разработана и представляет интерес для обсуждения со специалистами; члены ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ, наработавшие материал и содержание, достойные публичного обсуждения; ведущие специалисты и ученые Латвии; приглашенные специалисты, деятели образования и ученые из научных центров, университетов Европы и мира, учителя и организаторы школ и других учебных заведений, опыт работы которых может представлять интерес для Латвии.

Постоянными членами коллегиума являются специалисты из области образования, науки и управления, заинтересованные в сотрудничестве с Коллегиумом, работающие в данное время в СЕМИНАРИИ преподаватели и члены ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ. Кроме того, при обсуждении соответствующей темы приглашаются специалисты по этой теме и все желающие принять участие в ее обсуждении.

Докладчик на Коллегиуме представляет текст по своей теме. Все обсуждения стенографируются. Постоянные члены коллегиума пишут рецензии на доклад и свои соображения по теме и ее развитию. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА пишет отчеты по теме и по организации обсуждения. Все тексты поступают в АРХИВ.

3) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА. Она проводит прикладные исследования в области образования, сбор и анализ конкретного материала в области образования, методологическую и методическую работу по экспертизе, проектированию, программированию и т. д. в образовании, а также самообразование и самоподготовку.

Все эти процессы и деятельности организованы через проведение следующих работ:

а) анализ и организация, планирование и сопровождение процессов во всех подразделениях Коллегиума: СЕМИНАРИЯ, КОЛЛЕГИУМА И АРХИВА. Программирование, проектирование, реализация и рефлексия самой исследовательской группы.

б) проведение работ по заказам различных организаций, предприятий и государства (экспертиза, проектирование, исследование, организованно-деятельностные игры, семинары, лекции, консультирование и т. д.) на хозрасчетных началах.

в) подготовка к публикации и издание лучших и актуальных материалов из АРХИВА.

г) подготовка с последующим изданием на латышском и русском языках:

— словаря-справочника "Кто есть кто". Справочник должен содержать сведения обо всех организаторах, ученых, новаторах, выдающихся практических работниках в сфере образования Латвии, активно работающих на данный момент. Парал ельно будет разработана методика, обеспечивающая регулярный выпуск таких справочников, в том числе и для других областей: науки, культуры, бизнеса, политики и т. д.

— справочника, содержащего информацию обо всех учреждениях образования и подготовки, органах управления в этой сфере, научных подразделениях, предприятиях, работающих на сферу образования, и других структурах, обеспечивающих процессы образования и подготовки в обществе. Состав материала и информации, а также методика работы будут продуктом и этой работы.

— "Словарь терминов, понятий и категорий современной педагогики". Результатом работы над этим словарем будет разработка принципов и методики, а также формирование коллектива авторов для работы над —

'Латвийским энциклопедическим словарем по педагогике и образованию".

д) последняя и главная работа исследовательской группы заключается в выращивании внутри себя специалистов, отвечающих самым высоким квалификационным требованиям, для работы:

— в проектном коллективе, который через 2—3 года сможет выделиться из исследовательской группы и будет опираться в работе на материал, накопленный этой группой и Коллегиумом в целом.

— в качестве экспертов, референтов, советников, консультантов и т. д. в органах управления народным образованием на разных уровнях, как в государственной, так и в общественной системах.

— в других научных, проектных и высших учебных заведениях.

Перечисленные работы определяют состав исследовательской группы. В исследовательскую группу входят до 5-ти специалистов, имеющих статус научных сотрудников и составляющих ее постоянную часть. Переменная часть членов исследовательской группы — это стажеры из числа лиц с высшим образованием, набираемые по конкурсу (их число будет определяться финансовыми возможностями, оптимально — 10), а также откомандированные в исследовательскую группу специалисты и сотрудники других организаций для проведения отдельных работ, для повышения квалификации или реализации совместных с Коллегиумом программ и мероприятий.

Все, вышедшие из исследовательской группы в другие организации и учреждения, могут, по желанию, остаться членами КОЛЛЕГИУМА и принимать участие в его работе и заседаниях и в любом случае сохраняют право пользоваться всеми материалами АРХИВА для своей личной работы.

4) АРХИВ. Хранение, систематизация и публикация всех материалов и результатов работы СЕМИНАРИЯ, КОЛЛЕГИУМА, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ. А также, разработка, изготовление, приобретение инструментов, методов, средств оптимизации работы с библиотекой, архивом, информацией, банком данных и е. д. (т. е. справочником, словарей, множительной техники, ЭВМ, методик и программ (в том числе и компьютерных) формирования банков данных и обработки информации).

Из СЕМИНАРИЯ в архив поступают: заявки с обоснованием необходимости проведения занятий по каждой теме, как принятой, так и не принятой; авторский текст по теме преподавателя; его отчет о своем курсе или семинаре; рефераты слушателей; отчеты по данному курсу ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ; магнитофонные записи или стенограммы лекций, семинаров, обсуждений и защиты рефератов слушателями.

КОЛЛЕГИУМ поставляет в архив тексты и отчеты своих членов, приглашаемых докладчиков и стенограммы всех заседаний. А также, отчеты ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ о всех темах и дискуссиях.

Все материалы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ — как результаты ее работы, так и полуфабрикаты, материал, находящийся в работе и т. д. — поступают а архив.

С наращиванием финансовых возможностей вся работа архива (не только обработка информации и банка данных) должна быть автоматизирована на базе ЭВМ, автоматизированы должны быть и сбор и поступление оперативной информации.

На первых порах архив будет обслуживаться постоянными членами ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ и стажерами. Через два-три года это станет невозможно, архив станет самостоятельным подразделением, либо хозрасчетным, либо перейдет в распоряжение Министерства народного образования или Института развития образования.