Раздел 2. Цели
ПОД ЦЕЛЯМИ МЫ ПОНИМАЕМ ПРОЕКТНЫЕ ИДЕИ, КОТОРЫЕ, БУДУЧИ СФОРМУЛИРОВАНЫ И ПРОВОЗГЛАШЕНЫ, ЗАДАЮТ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТ ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРУКТУР, ИХ ПРИНИМАЮЩИХ. ЦЕЛИ ФОРМУЛИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ ПОСТАНОВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ, ЧТОБЫ:
1. ЗАПОЛНИТЬ ПОМЕЧЕННЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗНАНИИ.
2. ИЗЫСКАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА УСТРАНЕНИЯ ИЛИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ, ПОСТАВЛЕННЫХ РАНЕЕ, ИЛИ ЦЕЛЕЙ БОЛЕЕ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА.
3. СНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПАРАДОКСЫ В СИСТЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СТАРЫМИ И НЕСОВЕРШЕННЫМИ СИСТЕМАМИ ЗНАНИЯ ОБ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формулировку целей произведем в соответствии с описанными в предыдущем разделе проблемами.
* Самой общей целью является цель объемлющая для образования системы, сформулированная путем последовательной конкретизации. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ, РАЗВОРАЧИВАЮЩИХСЯ В ЛАТВИИ, НЕОБХОДИМО КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ, А ТАКЖЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОДУКТОВ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ. ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ КАЧЕСТВЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ, ПЕДАГОГОВ И УПРАВЛЕНЦЕВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ЦЕЛЬЮ РАБОТ, ПРОИЗВОДИМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННЫМ "ТЕХНИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ", ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛАТВИИ, ЗАДАНИЕ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕВРОПЕЙСКОМУ УРОВНЮ, ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ЭТОГО УРОВНЯ В БУДУЩЕМ.
** Зафиксированное нами отсутствие проектных и программных знаний о развитии и функционировании больших систем выводит нас на формулирование следующей цели по отношению к системе образования: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА И СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИНСТИТУТОВ, НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ИНФОРМАЦИИ О КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ В ЛАТВИИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМЕННО НА ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ РАЗВОРАЧИВАТЬ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ И ПЕ0ГРАММЫ.
*** ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПАРАДОКСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, И ВКЛЮЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЭТО ЛАТВИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГОВ В МИРОВОЕ НАУЧНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО.
**** Рабочие цели из нижеследующего блока имеют процессуальный характер, т. ее., в некотором смысле, не могут быть достигнуты в какой-то фиксированный момент времени (например, нельзя сказать, что переход к рынку будет завершен в третьем квартале такого-то года). Достижение целей процессуального характера может быть отмечено и зафиксировано только через много лет в аналитической и исследовательской работе (например, таким образом: "складывание мирового рынка происходило на протяжении второй половины XIX и первой половины XX веков и закончилось после 11-й мировой войны"). Но, с другой стороны, такие цели реализованы уже самим началом работ по их реализации: как бы долго не продолжалось складывание латышского литературного языка, его можно считать существующим с появлением первых крупных литературных произведений. Так и формулируемые ниже цели мы полагаем достижимыми в смысле инициации и окультуривания начала процесса, а дальше — чем разнообразнее и богаче будет этот процесс, тем лучше.
1. Разворачивание работ по закладыванию языка латвийской педагогики и ее категориального аппарата возможно при СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ШИРОКОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ НА УРОВНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ И МИРОВОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ В ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТАХ И ПУБЛИЧНЫХ ДИСКУССИЯХ, А ТАКЖЕ В ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. Мы далеки от мысли, что кто-то один или даже группа людей могут создать язык или разработать категориальный аппарат, но развернуть публичные обсуждения и работу в печати, т. е. организовать долговременную коммуникацию, в которой такой язык может складываться, считает необходимым.
2. Невозможно разработать единые и приемлемые для всех критерии оценки уровня профессионализма и квалификации, тем более, нельзя монополизировать право такой оценки ни государству, ни какой-бы то ни было общественной организации. НЕОБХОДИМО СОЗДАНИЕ МЕСТ И СИТУАЦИЙ, ГДЕ ЧЛЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА МОГЛИ БЫ ОБМЕНИВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕГО ТРУДА И ОПЫТА, ПУБЛИЧНО КРИТИКОВАТЬ И ОБСУЖДАТЬ ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОПОСТОВЛЯТЬ ИХ ДРУГ С ДРУГОМ. В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ И УСЛОВИЯХ АКТИВНО И РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ И УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СВОИХ ЧЛЕНОВ НА ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД ЧЕРЕЗ КРИТИКУ, КОНКУРЕНЦИЮ, ПРИЗНАНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ РАБОТ И МЕТОДОВ. Только в таких условиях могут срабатывать уже ставшие традиционными критерии оценки уровня научного профессионализма, например — индекс цитирования и др.
3. ПОДГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ, ДЛЯ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА, КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЗУЮЩИМ ЗВЕНОМ МЕЖДУ РАЗРАБОТЧИКАМИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗАКОНОВ, ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ И СФЕРОЙ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ. При этом необходимо, чтобы это звено было способно организовать потоки информации и в одном, в другом направлении без потери содержания во всех случаях.
4. ПОДГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ (экспертов, исследователей, референтов) И СРЕДСТВА (методы экспертизы, исследования, прогнозирования и т. д.) ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ НАКОПЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА. СОЗДАНИЕ КОРПУСА СПЕЦИАЛИСТОВ, ИЗ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕХ УРОВНЕЙ МОГЛИ БЫ ПРИВЛЕКАТЬ КОНСУЛЬТАНТОВ, СОВЕТНИКОВ, ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЗАКОНОВ, ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ, ДЛЯ ЭКСПЕРТНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Сформулированные в этом разделе цели могут быть достигнуты при разворачивании широкого спектра работ во всей системе образования, включая государственные, общественные и частные структуры и инициативы. Но конкретные действия и работы могут быть начаты только тогда, когда эти цели будут конкретизованы до задач, имеющих однозначные решения. В абстракции цели могут достигаться различными путями. Формулировка задач определяет выбор одного из множество принципиально возможных путей.
- Содержание
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Раздел II. Как можно и как нельзя мыслить про образование.
- Раздел I. Педагогические технологии, традиции и развитие
- Матрица типов педагогической деятельности
- П к п и
- Эт п Эл п
- Ик п д п
- Сказки про сказки, или как об этом говорят методологи.
- Раздел II. Как можно и как нельзя
- Мыслить про образование.
- Установочный доклад
- На организационно-деятельностную игру (оди)
- Коллегиум в сфере образования и подготовки в латвии.
- Раздел 1 проблемы
- Раздел 2. Цели
- Раздел 3. Задачи.
- §1. Коллегиум — это организационная структура и место, в котором осуществляются:
- §4. Описание состава и деятельности всех элементов Коллегиума.
- § 5. Представленный оргпроект имеет смысл только как целое, т. Е. Как структура из четырех элементов, собранная на одном материале, в одном месте, одним коллективом.
- Раздел 4. Ресурсы и средства.
- О свете и тьме в педагогике.
- О стандартизации и стандартах образования.
- 1. Вступление. Несколько методологических
- Вопрос 2: доклад трудно воспринимать, он очень не похож на привычную академическую манеру делания докладов.
- Вопрос 4: вы обрываете свою критику на общих местах, на азах, не углубляясь в проработку тем. Это что? дилетантизм? интригующий способ саморекламы?
- Вопрос 5: это вы считаете главным пороком финансовой политики мо?
- Вопрос 6: нельзя ли привести пример упоминавшегося расчета вероятности выполнения стандарта по какому-нибудь конкретному предмету и показателю?
- Вопрос 7: требования, которые вы выдвигаете перед управлением, перед бокансом, настолько сложны и обширны, что их невозможно выполнить.
- 2 Риторика (гр. Rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь.
- 18*-386