logo
shpory_po_kulik

22. Дайте общее понятие проблемного обучение. Охарактеризуйте цели, функции, условия эффективности при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к-рого он приобщается к объективным про­тиворечиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с преподавате­лем уч-ся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он пе­реживает этот процесс как субъективное открытие ещё неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, спосо­бов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. П.о. возникло в истории педагогики как реакция на схоластические мето­ды обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве ос­новных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебно­го материала. В истории педагогики П.о. имело различные названия - сократический метод обучения, эвристический метод обучения, исследо­вательское обучение и др. И в современной педагогике существуют раз­личные названия П.о. Наиболее распространёнными являются: исследо­вательское, развивающее (творческое) и П.о. По мнению М.И. Махмутова, П.о. является развивающим, т.е. ведущим к общему и специальному развитию. Оно, опираясь на знание закономерностей развития мышле­ния, специальными педагогическим средствами способствует формиро­ванию мыслительных способностей и познавательных потребностей уч- ся. П.о. заключается в создании (организации) перед уч-ся проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности уч-ся и педагога при максимальной самостоя­тельности первых и под общим руководством последнего, направляюще­го деятельность обучаемых. П,о. может способствовать реализации трёх целей: 1) сформировать у уч-ся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достигнуть высокого уровня развития уч-ся, развития спо­собностей к самообучению, самообразованию; 3) сформировать у уч-ся особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность уч-ся.

Общий объём проблемно усваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития уч-ся. Для теоретических систем знаний возможности П.о. выше, чем для профессионально-практических. По степени проблемности различают три основных уровня П.о.: проблем­ное изложение, при к-ром сам преподаватель ставит проблему и находит её решение; П.о., при к-ром преподаватель ставит проблему, а поиск её решения осуществляется совместно с уч-ся; творческое обучение, предпо­лагающее активное участие уч-ся в формулировании проблемы и поиске её решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ. П.о. реа­лизуется с помощью систем проблемных учебных заданий, к-рые исполь­зуются преподавателями в процессе обучения. Источниками таких про­блемных заданий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, явля­ются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профессиональной деятельности, альтернативные методы решения профес­сиональных задач и др. Общим условием успешности реализации П.о. является высокое профессиональное мастерство преподавателя, заклю­чающееся в постановке проблем такой степени трудности, к-рая соответ­ствует познавательным возможностям уч-ся и организации активной по­знавательной работы каждого.

Показателем эффективности П.о. служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практическо­го использования в профессиональной деятельности. Отдалённым пока­зателем эффективности П.о. является формирование творческих способ­ностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности са­мообразования.