logo
shpory_po_kulik

17. Охарактеризуйте оценивание как процесс, оценку как результат, отметка, функции оценки.

ОЦЕНИВАНИЕ (РЕЙТИНГ) - метод косвенного наблюдения, со­стоящий в изучении явления через оценку "судей-наблюдателей”. Основ­ные этапы О.: построение шкалы, подбор и подготовка оценивающих (су­дей), проведение оценивания; используются шкалы сравнения, оценочные листы, графические методы. Для оценки компетентности судей может быть использован набор таких показателей, как стаж работы, наличие учёной степени, печатные труды, образование, занимаемая должность и т.д.

Оценка - определение и выражение в условных знаках-баллах, а в оценочных суждениях учителя степени усвоения уч-ся знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и со­стояния дисциплины.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в сис­теме преподаватель — учащийся. Осуществляя обработку этой инфор­мации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в докумен­тах, отражая уровень достижений учащегося. Оценка имеет большое образовательное' и воспитательное значе­ние. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и сте­пени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует само­оценку учащегося.

Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений учащихся:

объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, а также то, насколько сознательно и прочно учащийся владеет этим материалом, самостоятельно его использует;

индивидуальный характер. Это значит, что оценка фиксирует резуль­тат сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного уча­щегося;

гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие прежде всего на учащегося, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию.

обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждаю­щей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся. Обоснованность — необходимое условие сохранения авто­ритета преподавателя и престижа его оценки в глазах учащихся.

В педагогической теории и практике принято различать итоговую и текущую оценку. Итоговая оценка характеризует достижения уча­щегося в целом, уровень его обученности в соответствии с требова­ниями учебной программы. Текущая оценка фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие препо­давателя и учащегося в учебном процессе.

Психологами установлено, что нет равнодушных учащихся к оцен­ке, данной преподавателем. То или иное чувство испытывает каждый при получении оценки. Во всех случаях необходимо предвидеть поло­жительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не стиму­лирует дальнейшую работу учащихся, лишается своего значения.

Определение объективной оценки — очень важное и ответственное дело. Разработка определенных критериев и норм оценок весьма трудна.