35. Охарактеризуйте особенности организации семинарских, практических и лабораторных занятий при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация, закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.
Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями, уроками изучения нового учебного материала и самостоятельной работой учащихся, и в этом их существенная особенность. Учебный материал семинаров не дублирует материала, изложенного преподавателем на лекции или уроке, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.
Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, вычленении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров.
Семинар-беседа Она проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятиям всех учащихся по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум учащихся в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания развернутого выступления нескольких учащихся по своим вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов.
Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между учащимися и подготовку ими докладов и рефератов. После выступления оппонентов в обсуждение включаются все учащиеся. В заключение преподаватель дает опенку референту, оппонентам и другим выступающим.
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут осуществляется в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления учащихся, а также дискуссионные обсуждения, также используются в средней специальной школе.
Педагогическое руководство подготовкой учащихся к семинару состоит в том, что преподаватель помогает учащимся подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за самостоятельной работой, консультирует учащихся по другим вопросам.
Лабораторное занятие — форма организации обучения, когда учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.
Основные дидактические цели лабораторных работ — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы у учащихся формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Одновременно у учащихся формируются профессиональные умения и навыки обращаться с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, при использовании которой учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.
Дидактическая цель практических работ - формирование у учащихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных предметов.
Особенно большую роль практические занятия должны играть при изучении специальных предметов, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. Содержание практических работ составляет: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических
- 1. Раскройте сущность структуры современной системы профессионального образования в рб.
- 2.Охарактеризуйте особенности современной системы профессионального образования в рб.
- 3. Выбор и анализ содержания профессионального образования.
- 4. Назовите и охарактеризуйте документы регламентирующие содержание образование.
- 5. Охарактеризуйте понятие «методов обучения», «прием обучения». Раскройте сущность структуры методов обучения.
- 6. Раскройте сущность классификации методов по источнику информации.
- 7. Раскройте сущность классификации по типу познавательной деятельности.
- 8.Раскройте сущность и содержание методов обучения.
- 9. Определите основные критерии выбора методов обучения. Назовите условия рационального применения методов обучения при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 10. Раскройте функции методов обучения.
- 11. Опишите типы и структуры урока.
- 12.Охарактеризуйте основные этапы подготовки преподавателя к занятию при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 13.Охарактеризуйте виды анализа урока.
- 14.Раскройте сущность анализа урока практического обучения.
- 15. Раскройте сущность анализа урока теоретического обучения
- 16. Дайте характеристику дидактическим возможностям средств обучения при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 17. Охарактеризуйте оценивание как процесс, оценку как результат, отметка, функции оценки.
- 18. Раскройте сущность принципов контроля успеваемости.
- 19. Охарактеризуйте методы и формы контроля знаний и умений учащихся при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 20. Раскройте сущность тестового контроля знаний при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 21 Дайте общее понятие технологиям обучения: развивающая, проблемная, программированная, личностно-ориентированная, модульная, технология активного обучения.
- 22. Дайте общее понятие проблемного обучение. Охарактеризуйте цели, функции, условия эффективности при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 23. Дайте общее понятие методам проблемного обучения при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 24 Дайте общее понятие программированного обучение. Раскройте основные принципы программированного обучения. Охарактеризуйте виды программ и особенности проведения контроля.
- 2. Разветвленная программа
- 3. Смешенная программа
- 25. Дайте общее понятие модульного обучение. Цели и особенности модульного обучения.
- 26. Раскройте особенности организации активного обучения.
- 27. Охарактеризуйте способы проведения семинарских и практических занятий с использованием активных методов обучения при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 28. Определите сущность методики организации и проведения теоретических занятий с использованием активных методов обучения при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- 29. Раскройте сущность личностно-ориентированного обучения: его целей и особенностей.
- 30. Раскройте сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- 31. Раскройте сущность дистанционного обучения: его особенности, принципы, методы.
- 32. Назовите документы регламентирующие деятельность педагога в профессиональных учебных заведениях и охарактеризуйте их.
- 33. Охарактеризуйте учебно-методический комплекс как средство методического обеспечения учебного процесса.
- 2. Функции умк:
- 3. Принципы умк:
- 34. Охарактеризуйте профессионально-педагогическую деятельность, её структура и содержание в учреждениях образования.
- 35. Охарактеризуйте особенности организации семинарских, практических и лабораторных занятий при преподавании общетехнических и специальных дисциплин.
- Дайте характеристику основным качествам преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин
- Способы контроля знаний
- Тестирование, формы тестовых заданий
- Адаптивный тест
- Традиционный тест
- Тестовое задание
- Типы заданий в тесте
- Функции
- Преимущества
- Недостатки
- Методическая деятельность и ее особенности
- Основные методические категории
- Методика формирования мотивации Мотивация учения
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпф)
- Педагогический анализ дидактических систем с замкнутым управлением
- Педагогический анализ дидактических систем с разомкнутым управлением
- Виды форм обучения
- Групповые формы организации обучения
- Учебные планы: структура
- Организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры
- Диагностика обученности и диагностика обучаемости
- Функции оценки. Параметры качества усвоения знаний: полнота и глубина
- Основные принципы технологии педагогического проектирования
- Структура дидактического процесса. Мотивационный этап дидактического процесса. Методика формирования мотиваций
- Какие виды творчества должны проявиться при педагогическом проектировании