31.Формирование культуры поведения дошкольника
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. Руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: "Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые". Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми "Здравствуйте" или "Доброе утро", ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминая, третьи - только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит "автоматизация" норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателя, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. "Если товарищу трудно, помоги ему", "Если тебе трудно - обратись за помощью" - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в младших группах старательно складывают кофточки, шорты..., а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы. Некоторые воспитатели в средних группах, меньше внимания обращают на формирования у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: "Каждой вещи - свое место" - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются. Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты. Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: "Не делай за ребенка того, что он может сделать сам". Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
- 1.Предмет и задачи дошкольной педагогики
- 2. Методологические основы дошкольной педагогики.
- 3. Основные педагогические понятия.
- 4.Связь педагогики с другими науками.
- 5.Конвенция о правах ребенка
- 6.Анализ комплексных программ дошкольного образования ( «Истоки», « Детский сад-дом радости», «Развитие», «Из детства в отрочество», «Детство»).
- 8. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений ( м. Монтессори, Вальфдорский детский сад, «Шаг за шагом», «Пилотная школа»).
- 9.Необходимость вариативности дошкольного образования
- 10.Педагогика раннего возраста как научная отрасль.
- 11.Психолого-педагогические исследования проблем раннего возраста
- 12/Особенности детей раннего возраста
- 13/ Госпитализм как явление раннего возраста, причины, условия преодоления.
- 14.Характеристика самостоятельных видов детской деятельности.
- 15. Требование к режиму
- 16.Особенности воспитания детей раннего возраста
- 17.Развитие самостоятельности в раннем возрасте
- 18 Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
- 20.Показатели нервно- психического развития детей раннего в.
- 21.Контроль за нервно- психическим развитием детей раннего возраста.
- 22.Понятия:ведущие линии развития детей раннего возраста ,эпикризные сроки,ведущая деятельность.
- 23.Организация развивающей среды в группах раннего возраста.
- 24.Этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте.
- 25. Характеристика бодрствования и сна
- 26.Игры-занятия с дидактическими игрушками и материалом
- 27.Факторы влияющие на развитие ребенка дошкольного возраста
- 29.Федеральные государственные требования к дошкольному образованию
- 30.Воспитание нравственных черт личности дошкольника в формировании отношений в группе сверстников
- 31.Формирование культуры поведения дошкольника
- 32 .Формирование гуманных отношений
- 36 Условия нравственного воспитания