logo
вопросы+к+экзамену+1+курс+бакалавриат

23.Организация развивающей среды в группах раннего возраста.

 Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей. Особое внимание уделяется развитию  потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство  в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, сухой бассейн, разноцветные флажки, ленточки  др. Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.  В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются  игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки. Очень интересен подбор перчаток, контрастных по цвету  и сходных по признаку, носочки сюрпризом и др. Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было  свободно подойти. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами, игрушками (объемные геометрические фигуры (шары, кубы); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец.Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.   Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.  Внимание и интерес ребенка также вызывает музыкальная карусель, на котором закреплены игрушки.Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.  Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться . В природный уголке ребенок  осваивает систему орудийных действий; овладевает способами использования предметов для решения практических задач: ухаживает за аквариумными  рыбками. Рядом с аквариумом расположены  «грядки» с луком, посаженные  детьми, цветы с крупными листьями: бегония, фикус, фиалки.  Присутствуют и игрушки-забавы – так любимые детьми. Стоит малышу похлопать в ладоши – и игрушка-птичка «споет» ему песенку, стоит нажать на кнопочку – и петушок «запоет» песенку. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей привлекают и радуют детей. Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин Васнецова, которые меняются в зависимости от времени года.  Оборудованный музыкально- театральный  уголок с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.) и наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан аудиовизуальные средства: магнитофон, аудиокассеты.).   Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых.  Музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.). Выделены и другие участки комнаты, где  часто играют или просто находятся. (Таксофон», Медпункт», «магазин». Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы и др.), хранятся в коробке, которая доступна для детей.         Использование предметов – заместителей ценно тем, что  сам ребенок придумывает воображаемый предмет.  Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.