13/ Госпитализм как явление раннего возраста, причины, условия преодоления.
Впервые термин «госпитализм» был введен в научный оборот психоаналитиком Р.Спитсом еще в 1945 году.
Ученый исследовал проявления, причины и последствия госпитализма у детей младенческого и дошкольного возраста, долгое время находившихся в стационаре. Результатом этих исследований стало утверждение, что к подобному состоянию малышей приводит преимущественно разлука с матерью. Итогом госпитализма являются: замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленный иммунитет и т. д. Последствия этого состояния весьма долговременны или необратимы для психики ребенка. Врачами и психологами были описаны случаи, завершившиеся летальным исходом.
Установлено, что явления госпитализма возникают не только в стационарах, но и в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери. Сходный эффект наблюдался и в тех семьях, где матери либо не любят своих собственных детей, либо не уделяют им положенного внимания.
В последнее время в нашей стране все чаще поднимается тема небольших семейных детских домов, где главным действующим лицом является приемная мама, а не «сменный» воспитатель. Надо сказать, что поводом к этому явилось наличие определенных социальных предпосылок и большое количество научных исследований на данную тему. Но госпитализм может коснуться и взрослых. В этом случае человек, помимо заметного увеличения «букета» хронических заболеваний, утрачивает интерес к жизни и труду, почти не адаптируется к существующей социальной среде, сводит к минимуму контакты с окружающими. Из всего сказанного можно сделать вывод, что, обделяя ребенка (да и взрослого человека) теплом, заботой и любовью, мы немилосердно лишаем его физического и психического здоровья, обрекаем на тяжелые душевные страдания.
- 1.Предмет и задачи дошкольной педагогики
- 2. Методологические основы дошкольной педагогики.
- 3. Основные педагогические понятия.
- 4.Связь педагогики с другими науками.
- 5.Конвенция о правах ребенка
- 6.Анализ комплексных программ дошкольного образования ( «Истоки», « Детский сад-дом радости», «Развитие», «Из детства в отрочество», «Детство»).
- 8. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений ( м. Монтессори, Вальфдорский детский сад, «Шаг за шагом», «Пилотная школа»).
- 9.Необходимость вариативности дошкольного образования
- 10.Педагогика раннего возраста как научная отрасль.
- 11.Психолого-педагогические исследования проблем раннего возраста
- 12/Особенности детей раннего возраста
- 13/ Госпитализм как явление раннего возраста, причины, условия преодоления.
- 14.Характеристика самостоятельных видов детской деятельности.
- 15. Требование к режиму
- 16.Особенности воспитания детей раннего возраста
- 17.Развитие самостоятельности в раннем возрасте
- 18 Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
- 20.Показатели нервно- психического развития детей раннего в.
- 21.Контроль за нервно- психическим развитием детей раннего возраста.
- 22.Понятия:ведущие линии развития детей раннего возраста ,эпикризные сроки,ведущая деятельность.
- 23.Организация развивающей среды в группах раннего возраста.
- 24.Этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте.
- 25. Характеристика бодрствования и сна
- 26.Игры-занятия с дидактическими игрушками и материалом
- 27.Факторы влияющие на развитие ребенка дошкольного возраста
- 29.Федеральные государственные требования к дошкольному образованию
- 30.Воспитание нравственных черт личности дошкольника в формировании отношений в группе сверстников
- 31.Формирование культуры поведения дошкольника
- 32 .Формирование гуманных отношений
- 36 Условия нравственного воспитания