logo
вопросы+к+экзамену+1+курс+бакалавриат

27.Факторы влияющие на развитие ребенка дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Факторы- Наследственность, среда и воспитание. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);

-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.);

-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

-задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию. Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.