Проектная технология.
Проект – это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта.
Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Основное назначение проектной технологии в обучении заключается в том, чтобы
1)включить учащихся в активную деятельность,
2)стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем (к собственному приобретению знаний из разных областей и источников),
3)создать условия для развития интеллектуальных способностей (критически мыслить;
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; ориентироваться в окружающей действительности),
4)формировать ключевые умения и компетенции
проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;
исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;
коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;
социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи;
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
3. Самообразование и актуализация знаний;
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка;
6. Обобщение результатов и выводы;
7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Исходный этап: разработка проектного задания:
- Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта.
- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.
- Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
- Выбор средств и методов выполнения.
- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- Проведение исследования, выполнение расчетов,
- Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
- Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
- Общественная презентация проекта.
- Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
- Система профессиональной подготовки будущего специалиста.
- Сущность педагогической деятельности.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-преподаватель.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-исследователь.
- Педагогика как наука.
- Структура педагогической науки.
- Методология педагогической науки.
- Структура социального опыта.
- Содержание профессионального образования.
- Общие принципы формирования содержания образования
- Образовательные стандарты.
- Учебная программа – форма фиксации содержания учебного предмета.
- Методы обучения.
- Урок как форма организации учебного процесса.
- Формы организации учебного процесса по количеству учащихся.
- Формы организации процесса обучения по характеру учебной деятельности учащихся.
- Средства обучения их классификация.
- Принципы обучения.
- Педагогическое проектирование.
- Контроль и оценка знаний учащихся.
- Методы воспитания.
- Учение а.С.Макаренко о коллективе.
- Технология обучения.
- Технологии развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Планирование деятельности и развития образовательного учреждения.
- Контроль учебных достижений.
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения.
- Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.