Структура социального опыта.
В педагогике социальный опыт можно рассматривать как смысл образующее понятие. Специально организованная деятельность по передаче социального опыта – это суть педагогического процесса. Социальный опыт является более широким понятием по отношению к понятию «содержание образования и воспитания». Очень важно определить структуру и содержание социального опыта, так как от этого зависит наполняемость содержания обучения и воспитания. Анализируя работы разных авторов, занимающихся вопросами педагогики, можно увидеть разные точки зрения на структуру, элементы, суть социального опыта.
Понятие «социальный опыт» помогает раскрыть сущность социального воспитания в рамках клубного объединения и предоставляет возможность организовать оптимально эффективную деятельность, которая бы создавала условия для всестороннего развития личности.
Структура социального опыта
1. Система знаний о мире (выработанные наукой, интерпретированные с точки зрения образовательных целей)
2. Опыт различных видов деятельности (умение рисовать, писать, общаться и т. д.)
3. Опыт творческой деятельности (создание нового - 3 уровня деятельности: внесение новых элементов в известное; комбинирование известных элементов; создание принципиально нового)
4. Опыт эмоционально-целостного отношения к миру (формирование чувства прекрасного).
К характеристикам, описывающим социальный опыт, относятся: материальная производственная деятельность, социальные отношения, художественная практика, научная практика; знание о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт осуществления творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного; опыт отношения к природе, опыт организации жизнедеятельности общества и человека; процесс и результат взаимодействия общественного субъекта с внешним миром.
Если сгруппировать все характеристики социального опыта, то можно представить его структуру следующим образом:
Элементы внешнего мира | Действия человека с элементами внешнего мира | Виды опыта человека как опривыченные действия | Формы фиксирования и сохранения социального опыта |
I. Естественная природа | Пользование, преобразование | Опыт природопользования | Язык, традиции, ценности, наука, искусство, религия |
II. Предметный мир, созданный человеком | Создание, воспроизведение | Опыт материального производства и воспроизводства | |
III. Сообщество людей | Взаимодействие | Опыт ролевого взаимодействия | |
IV. Сам человек | Самоидентификация (самосознание, самоопределение, самореализация) | Опыт индивидуальной жизнедеятельности |
-
Содержание
- Система профессиональной подготовки будущего специалиста.
- Сущность педагогической деятельности.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-преподаватель.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-исследователь.
- Педагогика как наука.
- Структура педагогической науки.
- Методология педагогической науки.
- Структура социального опыта.
- Содержание профессионального образования.
- Общие принципы формирования содержания образования
- Образовательные стандарты.
- Учебная программа – форма фиксации содержания учебного предмета.
- Методы обучения.
- Урок как форма организации учебного процесса.
- Формы организации учебного процесса по количеству учащихся.
- Формы организации процесса обучения по характеру учебной деятельности учащихся.
- Средства обучения их классификация.
- Принципы обучения.
- Педагогическое проектирование.
- Контроль и оценка знаний учащихся.
- Методы воспитания.
- Учение а.С.Макаренко о коллективе.
- Технология обучения.
- Технологии развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Планирование деятельности и развития образовательного учреждения.
- Контроль учебных достижений.
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения.
- Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.