Урок как форма организации учебного процесса.
Урок – это основная форма организации процесса обучения, характеризующаяся определенным составом учащихся (класса) и ограниченным отрезком времени. Также определяется тема.
Структура урока: 1.Вводная часть – организационный момент(2-3 мин), ознакомление учащихся с целями проведения занятия, при проведении практич. и лаб. работ - выдача инструментов;
2.Основная часть – выполнение учащимися всех этапов запланированной работы, проверка и оценка работ;
3.Заключит. часть – подведение итогов, анализ достигнутых и недостигнутых целей занятия, выдача домашнего задания.
Виды уроков:
1. Ознакомление с новым материалом – повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение преподавателем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. Не формируются глубокие и прочные знания, только создаются предпосылки для их решения на послед. уроках.
2. Комбинированный – строится на совокупности звеньев процесса обучения, носит относительно законченный характер и позволяет сочетать изложение нового материала и проверку усвоения знаний, их закрепление и совершенствование, выработку умений и навыков; т. о. реализуются взаимосвязанные дидактические цели.
4. Повторительно-обобщающие – повторяется суть основных понятий, наиболее существенных теоретических выводов; устанавливаются различные связи м/у изученными явлениями, изученные явления оцениваются на основе критериев; выполняются задания, требуются соединения знаний из различных областей; предпочтение отдаётся заданиям творческого характера.
5. Контрольно - учётные – позволяет учителю выявить уровень облученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Осуществляется в устной и письменной форме.
Требования: организационные, дидактические, воспитательные
Типы уроков:
1.Урок изучения нового материала
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Урок – лекция; Урок – беседа; Урок с использованием учебного кинофильма; Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.
Урок самостоятельных работ; Урок - лабораторная работа; Урок практических работ; Урок – экскурсия; Семинар
3.Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков: Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные практические и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5.Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
Анализ урока:
1. Каковы особенности класса? (состояние здоровья, работоспособность, уровень подготовки к освоению программы, интересы, мотивы учения, как они учатся при планировании и организации занятия);
2. Каковы цели занятия? (дидактические, воспитательные, развивающие; чем они обусловлены?, решение каких задач позволяет добиться реализации целей? насколько цели реальны и диагностично сформулированы? ориентируют ли цели преподавания и учащихся на достижение результатов? Как вы намеревались проверить их достижение?);
3. Насколько соответствуют поставленным целям тип и вид занятия, его логика и структура, отдельные элементы? Каковы микроцели каждого этапа занятия и как они обеспечение достижение основных целей?
4. Чем руководствовался преподаватель при отборе содержания учеб. материала? В полной ли мере использовал воспитательные и развивающее потенциалы учебного материала?
5. Как и с помощью каких методов, форм и приёмов была организована учеб. деятельность учащихся? ( учитывались ли индивид. особенности? ощущалась ли их диффиринциация? какой характер носила деятельность? (продуктивных, репродуктивных); соответствовало ли это целям? была ли организована совместная деятельность учащихся? с помощью каких форм и методов? осуществляется ли учащихся самоконтроль, самоанализ результатов деятельности?);
6. Соответствовали ли в целом методы и формы обучения триединой цели занятия?
7. Как обеспечивать обратная связь, контроль результатов деятельности? Как оценивать деятельность учащихся? Создавал ли контроль стимулы к дальнейшему совершенствованию знаний?
8. Как строилось общение на занятии? Каковы особенности делового и межличностного взаимодействия педагога с учащихся? (какой стиль общения преобладал?(авторитарный, демократический, либеральный, попустительский), какова психол. атмосфера на занятии?)
9. Насколько результативным было занятие? Какую роль играло занятие в профессионально-личностном становлении специалиста? В чём осн. причины несовпадения замысла и результатов занятия?
10.Каким образом происходит выдача домашнего задания? Соблюдались ли требования к объёму и характеру самой работы учащихся?
- Система профессиональной подготовки будущего специалиста.
- Сущность педагогической деятельности.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-преподаватель.
- Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-исследователь.
- Педагогика как наука.
- Структура педагогической науки.
- Методология педагогической науки.
- Структура социального опыта.
- Содержание профессионального образования.
- Общие принципы формирования содержания образования
- Образовательные стандарты.
- Учебная программа – форма фиксации содержания учебного предмета.
- Методы обучения.
- Урок как форма организации учебного процесса.
- Формы организации учебного процесса по количеству учащихся.
- Формы организации процесса обучения по характеру учебной деятельности учащихся.
- Средства обучения их классификация.
- Принципы обучения.
- Педагогическое проектирование.
- Контроль и оценка знаний учащихся.
- Методы воспитания.
- Учение а.С.Макаренко о коллективе.
- Технология обучения.
- Технологии развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Планирование деятельности и развития образовательного учреждения.
- Контроль учебных достижений.
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения.
- Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.