Спасибо!
Материалы к проверке заданий
1.
Века | Науки | Имена ученых |
1 | III | В |
2 | II | Д |
3 | VI | Г |
4 | VII | Е |
5 | V | А |
По 4 балла за каждую полную связь.
Сумма – 20 баллов.
2. 1. Глобализация – усиление интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, рост взаимозависимости (экономической, политической, культурной) между ними. 2. Позитивные: стимулирующее влияние на экономику, снижение издержек производства, сближение государств, усиление возможностей для противодействия политическому экстремизму и др. Негативные: угроза национальному производству, которое не может выдержать конкуренцию с транснациональными корпорациями, насаждение единого стандарта потребления, вестернизация и американизация культурных образцов, ослабление национальной культуры и др. 3. Например: рост мирового терроризма, нарастание нестабильности в целых регионах, развязывание локальных войн, ослабление значения ООН и др.
По 2 балла за каждый правильный элемент ответа.
Сумма – до 30 баллов.
3. Все три вывода правильные, что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q
9 баллов за выведение формулы и по 3 балла за оценку выводов.
Сумма – до 15 баллов.
4. 1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.
До 8 баллов за каждый аргументированный правильный ответ.
Сумма – до 32 баллов.
5. 1. Авторитет в переводе с латинского «власть», в слове «полиархия» один из корней «архе» – в переводе с древнегреческого «власть». Авторитет – влияние, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте. Полиархия – форма власти в современных развитых государствах, предполагающая распределение ее между центрами влияния с целью эффективного контроля за элитами. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.
По 3 балла за каждое правильное определение и до 8 баллов за каждое правильное объяснение.
Сумма – 31 балл.
6. 8, 1, 5, 6, 11, 4, 7, 3, 12.
7. 1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
По 6 баллов за каждый элемент ответа.
Сумма – 30 баллов.
8. 1. Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени. Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах. Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.
По 3 балла за каждый элемент.
Сумма – 45 баллов.
9. 1. Рассмотрено ли данное явление объективно, таким, какое оно есть, или автор привносит в рассмотрение вопроса что-то субъективное? 2. Опирается ли автор на рациональные методы обоснования выводов или ограничивается ссылками на мнения, авторитеты? 3. Стремится ли автор к открытию, познанию, обоснованию закономерностей развития данного явления? 4. Пытается ли автор проникнуть в сущность явления? 5. Можно ли проверить выводы автора (методами наблюдения, эксперимента, логическим путем и др.)?
По 4 баллов за каждый правильный элемент.
Сумма – 20 баллов.
10.
Защитники безработицы | Критики безработицы |
1, 4, 6, 8 | 2, 3, 5, 7, 9, 10 |
3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.
По 2 балла за каждый правильный элемент.
Сумма – 30 баллов.
Место для шифра
- Глава 1. Современное социально-гуманитарное образование школьников
- Глава 2. Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию……………………………………….. С. 44
- Глава 3. Содержание и методика проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиад школьников по обществознанию…………………………………………………………………………..С. 119
- Глава 1 Современное социально-гуманитарное образование школьников и методологические подходы к проведению олимпиад учащихся по обществознанию
- 1.1. Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования
- 1.2. Характеристика современного школьного историко-обществоведческого образования
- 1.3. Школьное обществоведческое образование
- 1.4. Профильное обучение в средней школе в рамках социально-гуманитарного образования
- 1.5. Региональный компонент школьного курса обществознания
- 1.6. О включении вопросов по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России в содержание олимпиады по обществознанию
- 1.7. Олимпиады школьников по обществознанию в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования
- 1.8. Эссе как особый тип ученической работы по обществознанию, задания олимпиады школьников Эссе по обществознанию
- О том, что наш дух препятствует себе самому
- Эссе по обществознанию как творческая работа ученика
- Выбор темы
- От черновика – к окончательному тексту
- Что значит быть в контексте задания?
- Анализ экзаменационных эссе
- Глава 2 Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию
- 2.1. Органы подготовки и управления Всероссийской олимпиадой
- 2.2. Содержание и методика проведения туров Всероссийской олимпиады
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре !
- Спасибо!
- Дорогие финалисты!
- Глава 3
- Рекомендации по проведению школьного этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.
- 1. Содержание олимпиадных заданий.
- 2. Типология олимпиадных заданий.
- Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов
- Типология олимпиадных заданий
- Протокол члена жюри олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов. Критерии оценки II тура.
- Региональный этап олимпиады школьников
- Типовое положение о региональной олимпиаде школьников по обществознанию
- Типология заданий 1-2 туров региональной олимпиады по обществознанию
- Примерные темы сочинений-эссе, предлагаемые на заключительном этапе региональной олимпиады по обществознанию
- Критерии оценки ответов участников: