Эссе по обществознанию как творческая работа ученика
В современной школе задание написать эссе могут дать своим ученикам преподаватели самых разных дисциплин. В первую очередь, конечно, гуманитарных – литературы, истории, обществознания. Но не только! Отдельные учителя используют эту форму учебной работы и на уроках физики, химии, биологии, полагая, что эссе позволяет выстроить определенное личностное отношение ученика к предмету в целом, к его отдельным темам и разделам.
Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся (выпускник, абитуриент) должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курс на высоком уровне, а с другой – позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный учащийся:
– знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;
– умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными;
– способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;
– объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
– приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
– дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.
Можно сказать короче: успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.
Понятно, что систематическая работа по формированию навыков написания эссе ведется на уроках литературы, где выясняются его жанровые особенности, анализируются эссе разных видов и направлений, оттачиваются стилистические приемы, наиболее точным образом отвечающие его специфике.
Встает вопрос о том, чем эссе в собственном смысле этого слова (как литературный жанр, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители) отличается от школьного эссе, авторами которого выступают учащиеся, осваивающие ту или иную учебную дисциплину (в нашем случае – обществознание)?
Можно сформулировать этот вопрос и иначе: в какой мере творческое сочинение (эссе) по обществознанию должно соответствовать жанровым особенностям эссе в целом?
Эти вопросы отнюдь не теоретические, тем более не риторические. От ответа на них зависит определение критериев, в соответствии с которыми учителя и эксперты оценивают конкретную ученическую работу, в том числе экзаменационную.
И опыт работы учителей-практиков, и первые итоги эксперимента по переходу к единому государственному экзамену показывают, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием.
Форма, как уже было сказано, дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности.
Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса.
Как же решить эту проблему? Предлагаются различные подходы.
С точки зрения формы, «объектом оценки является не правильность, а красота мысли – и изящество ее изложения» (В. Шубинский). Применительно к оценке экзаменационного эссе такой расплывчатый и в высшей степени субъективный критерий, естественно, не срабатывает.
По мнению разработчиков заданий всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть: самостоятельность, проявление индивидуальности; дискуссионность и диалогичность; композиционная свобода, способствующая раскрытию темы; образность и (или) глубина раскрытия проблемы; внутреннее смысловое единство; оригинальность решения проблемы, аргументации. Они полагают, что большинство требований, предъявляемых к эссе как к таковому, распространяется и на эссе по обществознанию.
Разделяя этот подход в принципе, отметим, что предложенные критерии устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиад, но едва ли применимо в практике проведения единого государственного экзамена. Здесь необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.
Подход, который в настоящее время является руководящим при подготовке к написанию эссе, воплощен в критериях, которые применялись на едином государственном экзамене по обществознанию в 2003 г. Приводим их полностью (они содержатся в инструкции, предназначенной для экспертов, проверяющих задания части С).
«При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Максимальный балл за полный ответ: 4.
4 баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3 баллов заслуживает эссе в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
2 баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
1 балла заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта на бытовом уровне;
3) сделана попытка аргументации своего мнения.
0 баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;
2) проблема не раскрыта
или
3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».
Обратим внимание, решающее значение придается содержательной стороне – владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в соответствующем контексте и др.
Однако – подчеркнем это особо – целый ряд требований, предъявляемых к данному заданию на государственном экзамене по обществознанию, вытекает из жанровых особенностей эссе как такового.
Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, индивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме!).
Темы сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей. Они обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на композиционную свободу, открытость, непринужденность повествования.
Наконец, высокая оценка может быть выставлена только за эссе, в котором проблема раскрывается на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях; говоря иначе, за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью и последовательности заявленной в нем позиции.
Итак, эссе по обществознанию обладает определенной спецификой, отличающим его от эссе по литературе или другому учебному предмету. Она нашла отражение в критериях оценивания, которые применяются на едином государственном экзамене.
Задание 2.
Прочитайте эссе по литературе, написанное магнитогорским школьником на тему: «Золото убило больше душ, чем железо – тел» (В.Скотт). В чем вы видите его достоинства? В какой мере, с вашей точки зрения, оно отвечает требованиям, предъявляемым к эссе по обществознанию?
Золото убило больше душ, чем железо – тел (В. Скотт)
…Хочу сказать тебе особое спасибо за то, что своим письмом заставил задуматься о смысле жизни, чего я давно уже в суете будней не делал. Да, как удивительно точны слова Вальтера Скотта, как современны. Жизнь, как это ни печально, подтверждает слова писателя, что «золото убило больше душ, чем железо – тел». Приходят на память классические жертвы «золотого тельца». Скопидом Плюшкин растерял друзей, забыл детей, остался в полном одиночестве. Это ли не расплата за обладание якобы «несметным» богатством». Гобсек или Скупой рыцарь. Не они ли ради корысти отбирали последнее у несчастных и обездоленных? Нищета, беда, скорбь людей не трогали их души. Сострадание и сочувствие не для них. Созерцание своих сокровищ – вот что стало высшим наслаждением!
Плюшкины, гобсеки, скупые рыцари наших дней живет в страхе потерять богатство, а властелины мира они лишь в своих мечтах. Выходит, верно, что золото погубило души?
Да нет же! Золото тут ни при чем. Дело в самом человеке. Стремясь к богатству, человек сам губит себя. История знает и таких людей, как Альфред Нобель. Свое богатство он нажил трудом, талантом и умом и так же талантливо распорядился нажитым – не наследникам, а Человечеству. Видимо, не золото губит, а ненасытная жадность и неумное желание править себе подобными. Жажда власти приводит к великим потрясениям и войнам. Лязг железа, пылающие города, гибель людей, которым хотелось жить.
А убивает ли человеческие тела железо? И да, и нет. Железо, как и золото, обыкновенный металл, и само по себе никого погубить не может: только в руках человека оно может стать смертоносным. Так как же жить, какой путь выбрать? Не найдешь счастья ни в роскошном дворце, ни на престижном курорте, если совесть нечиста, если душа загублена. (Из кн.: Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М.Ю, 2002. С.295–296.)
- Глава 1. Современное социально-гуманитарное образование школьников
- Глава 2. Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию……………………………………….. С. 44
- Глава 3. Содержание и методика проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиад школьников по обществознанию…………………………………………………………………………..С. 119
- Глава 1 Современное социально-гуманитарное образование школьников и методологические подходы к проведению олимпиад учащихся по обществознанию
- 1.1. Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования
- 1.2. Характеристика современного школьного историко-обществоведческого образования
- 1.3. Школьное обществоведческое образование
- 1.4. Профильное обучение в средней школе в рамках социально-гуманитарного образования
- 1.5. Региональный компонент школьного курса обществознания
- 1.6. О включении вопросов по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России в содержание олимпиады по обществознанию
- 1.7. Олимпиады школьников по обществознанию в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования
- 1.8. Эссе как особый тип ученической работы по обществознанию, задания олимпиады школьников Эссе по обществознанию
- О том, что наш дух препятствует себе самому
- Эссе по обществознанию как творческая работа ученика
- Выбор темы
- От черновика – к окончательному тексту
- Что значит быть в контексте задания?
- Анализ экзаменационных эссе
- Глава 2 Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию
- 2.1. Органы подготовки и управления Всероссийской олимпиадой
- 2.2. Содержание и методика проведения туров Всероссийской олимпиады
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре !
- Спасибо!
- Дорогие финалисты!
- Глава 3
- Рекомендации по проведению школьного этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.
- 1. Содержание олимпиадных заданий.
- 2. Типология олимпиадных заданий.
- Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов
- Типология олимпиадных заданий
- Протокол члена жюри олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов. Критерии оценки II тура.
- Региональный этап олимпиады школьников
- Типовое положение о региональной олимпиаде школьников по обществознанию
- Типология заданий 1-2 туров региональной олимпиады по обществознанию
- Примерные темы сочинений-эссе, предлагаемые на заключительном этапе региональной олимпиады по обществознанию
- Критерии оценки ответов участников: