Спасибо!
Материалы к проверке заданий
1.
Века | Направления философской мысли | Имена мыслителей и ученых |
1 | V | Ж |
2 | I | Б |
3 | VIII | Е |
4 | III | А |
5 | VII | Г |
6 | II | Д |
По 4 балла за каждую полную связь.
Сумма – 20 баллов.
2. 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5
По 3 балла за каждый стоящий на месте элемент.
Сумма – 30 баллов.
3. 1. Глобализация – усиление интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, рост взаимозависимости (экономической, политической, культурной) между ними. 2. Позитивные: стимулирующее влияние на экономику, снижение издержек производства, сближение государств, усиление возможностей для противодействия политическому экстремизму и др. Негативные: угроза национальному производству, которое не может выдержать конкуренцию с транснациональными корпорациями, насаждение единого стандарта потребления, вестернизация и американизация культурных образцов, ослабление национальной культуры и др. 3. Например: рост мирового терроризма, нарастание нестабильности в целых регионах, развязывание локальных войн, ослабление значения ООН и др.
Сумма – до 30 баллов.
4. Все три вывода правильные, что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q
9 баллов за выведение формулы и по 3 балла за оценку выводов.
Сумма – до 15 баллов.
5. 1. Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.
До 10 баллов за каждый аргументированный правильный ответ.
Сумма – до 40 баллов.
6. 1. Рассмотрено ли данное явление объективно, таким, какое оно есть, или автор привносит в рассмотрение вопроса что-то субъективное? 2. Опирается ли автор на рациональные методы обоснования выводов или ограничивается ссылками на мнения, авторитеты? 3. Стремится ли автор к открытию, познанию, обоснованию закономерностей развития данного явления? 4. Пытается ли автор проникнуть в сущность явления? 5. Можно ли проверить выводы автора (методами наблюдения, эксперимента, логическим путем и др.)?
По 4 баллов за каждый правильный элемент.
Сумма – 20 баллов.
7. 1. Зенон, IV – III вв. до н.э., философ, логик. Поэт имеет в виду знаменитую апорию Зенона о стреле, которая никогда не долетит до цели. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. И. Бентам, вторая половина XVIII – первая половина XIX в., политическая наука, социология, право. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
По 6 баллов за каждый элемент ответа.
Сумма – 30 баллов.
8. 1. Авторитет в переводе с латинского «власть», в слове «полиархия» один из корней «архе» – в переводе с древнегреческого «власть». Авторитет – влияние, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте. Полиархия – форма власти в современных развитых государствах, предполагающая распределение ее между центрами влияния с целью эффективного контроля за элитами. 2. Греческое номос, латинское лекс, русское закон. Аномия – состояние общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и обусловленное кризисом общества. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Легислатура - законодательный орган.
По 3 балла за каждое правильное определение и до 8 баллов за каждое правильное объяснение.
Сумма – 34 балла.
9. 1. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего для мира человека. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Социальная структура – совокупность взаимодействующих между собой социальных групп и общностей. Социальный статус – место, которое человек занимает в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Социальная роль – функции, которые выполняет человек в соответствии с его статусом. Традиция – все, что унаследовано от предшественников. Легитимация – признание или подтверждение законности чего-л. Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Стратификация – расположение социальных групп (слоев) сверху вниз по признаку неравенства в доходе, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. 2. Автор употребляет термины «образование» и «воспитание». Близость в том, что эти термины обозначают процесс передачи человеку системы знаний, норм и ценностей. Различие проявляется в том, что социализация – это стихийный процесс, тогда как образование и воспитание – целенаправленны. 3. Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968), социолог, родился в России, в 1922 г. выслан на «философском пароходе» с группой других ученых-обществоведов, профессор Гарвардского университета, один из основателей социологии как науки. Учащимся из курса известны взгляды Сорокина по таким вопросам, как социальная стратификация, социальная мобильность, социальные лифты, социальная дифференциация.
По 4 балла за каждый элемент.
Сумма – 52 баллов.
10.
Защитники безработицы | Критики безработицы |
1, 4, 6, 8 | 2, 3, 5, 7, 9, 10 |
3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.
По 2 балла за каждый правильный элемент.
Сумма – 30 баллов.
- Глава 1. Современное социально-гуманитарное образование школьников
- Глава 2. Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию……………………………………….. С. 44
- Глава 3. Содержание и методика проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиад школьников по обществознанию…………………………………………………………………………..С. 119
- Глава 1 Современное социально-гуманитарное образование школьников и методологические подходы к проведению олимпиад учащихся по обществознанию
- 1.1. Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования
- 1.2. Характеристика современного школьного историко-обществоведческого образования
- 1.3. Школьное обществоведческое образование
- 1.4. Профильное обучение в средней школе в рамках социально-гуманитарного образования
- 1.5. Региональный компонент школьного курса обществознания
- 1.6. О включении вопросов по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России в содержание олимпиады по обществознанию
- 1.7. Олимпиады школьников по обществознанию в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования
- 1.8. Эссе как особый тип ученической работы по обществознанию, задания олимпиады школьников Эссе по обществознанию
- О том, что наш дух препятствует себе самому
- Эссе по обществознанию как творческая работа ученика
- Выбор темы
- От черновика – к окончательному тексту
- Что значит быть в контексте задания?
- Анализ экзаменационных эссе
- Глава 2 Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию
- 2.1. Органы подготовки и управления Всероссийской олимпиадой
- 2.2. Содержание и методика проведения туров Всероссийской олимпиады
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре!
- Спасибо!
- Мы рады приветствовать Вас на Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
- Спасибо! до встречи во втором туре !
- Спасибо!
- Дорогие финалисты!
- Глава 3
- Рекомендации по проведению школьного этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов.
- 1. Содержание олимпиадных заданий.
- 2. Типология олимпиадных заданий.
- Рекомендации по проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов
- Типология олимпиадных заданий
- Протокол члена жюри олимпиады по обществознанию среди учащихся 9-11 классов. Критерии оценки II тура.
- Региональный этап олимпиады школьников
- Типовое положение о региональной олимпиаде школьников по обществознанию
- Типология заданий 1-2 туров региональной олимпиады по обществознанию
- Примерные темы сочинений-эссе, предлагаемые на заключительном этапе региональной олимпиады по обществознанию
- Критерии оценки ответов участников: