logo
Чернова Александра

Роль языковых компетенций при воспитании креативной языковой личности младших школьников

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения целей обучения и обнаружением уровней владения языком, точнее говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в нынешней методике воспринимается общность умений, знаний и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в финальном счете, служат становлению личности младшего школьника.

Исходя из такого понимания компетенций, изложение их включает в себя познания, которые обязаны быть усвоены, и знания и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом обязаны быть сформированы.

Такого двухкомпонентного изложения компетенций достаточно при обучении русскому языку как иностранному. Впрочем, цели обучения русскому языку рассматриваются всеми методистами в системе школьного образования, которое решает не только задачи обучения, но и воспитания. Целью становится не примитивно усвоение суммы познаний и образование знаний, но и развитие личности младшего школьника, его умственных и творческих способностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. В связи с этим рассмотрение компетенций в аспекте преподавания русского языка в школе неукоснительно полагает и присутствие третьего компонента – тех целей, которые обязаны быть достигнуты в развитии личности обучающегося. [18;71]

В теории и практике преподавания русского языка выдаются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая (лингвострановедческая, этнокультуроведческая, социокультурная). Трактовка этих понятий, осознование их оглавления и конструкции, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, применять его синонимические средства, в финальном счете, - владение богатством языка как условие удачной речевой деятельности.

Языковая компетенция рассматривается, по определению Е.Д. Божович, как психологическая система, включающая два основных компонента:

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции содействуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого нужно создавать на любом уроке условия речевого взаимодействия. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, слушании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. [8;11]

Одним из условий образования языковой компетенции обучающихся является такое применение стандартных способов и приемов обучения, когда их реализация ведет не только к изучению содержания учебного материала, но и к получению младшими школьниками умения расширить границы знания на основе пройденного материала, решать нетрадиционные задачи, связанные с обзором внешне сходных языковых единиц, с обнаружением особенностей сопоставляемых явлений и указанием на их отличия.

Схожая целенаправленность обучения требует большого внимания не только к обучающему, но и к развивающему потенциалу используемых методов и приемов обучения. Каждый метод имеет свою конструкцию, элементами ее являются учебные действия: приемы преподавания и приемы обучения, используемые при взаимодействии учителя и ученика. Метод определяет направление и характер учебной деятельности, прием конкретизирует действия учителя и ученика.

При выборе метода нужно учитывать не только цели обучения, но и задачи становления образования младших школьников, потому что в методах и приемах заключена и развивающая функция, на основе которой параллельно с усвоением обучающимися знаний может осуществляться и образование их языковой компетенции.

В языковой компетенции можно выделить два этапа: овладение знаниями (методы формирования знаний) и переход от понятий и правил к фактам языка (методы формирования умений и навыков). [13;8]

К образованию языковой компетенции учащихся в процессе подачи им изучаемого материала учителем относится и включение в его сообщение элементов проблемного изложения, когда анализируемое явление раскрывается учащимися доказательно, на основе раскрытия связей и зависимостей, существующих между постигаемым и ранее изученными единицами, на основе соответствующей аргументации.

Такой метод объяснения активизирует мышление учащихся, принуждает их следить за логикой изложения. Объектом восприятия для ученика в данном случае является не только финальный итог (новое знание), но и каждый этап рассуждения. Учащиеся знакомятся также и с методами доказательства.

Постигаемое языковое явление в объяснении учителя обыкновенно бывает представлено в целом комплексе составляющих его признаков. Учитель показывает их связь и взаимозависимость, что служит для обучающихся примером анализа постигаемой единицы. Так в лингвистических представлениях учащихся подготавливается основа для образования их языковой компетенции.

Такая организация обучения создает данные условия для овладения умением применять приобретенные знания в новой, а изредка и нестандартной обстановке, когда через выполнение логических операций младший школьник развивает свои познавательные способности, учится переносить освоенные им операции на квалификацию других явлений, «в другие ситуации и даже на овладение другими учебными предметами». [45;66]

Результативное становление развитие языковых компетенций возможно деятельностном подходе, который научно обоснован в сегодняшней педагогической практике. Деятельность строится чрез отдельные действия и базируется на индивидуальном опыте школьника. Для образования действия необходимо, чтоб субъект деловитости понял ее ближний итог, приобретение которого ведет к осуществлению всякой деятельности в совокупности.

Обзор научной литературы и свой навык обосновывает, что для успешного образования языковых, лингвистических, культуроведческих, коммуникативных компетенций на исходном шаге обучения допустим при соблюдении ряда критерий и использование определенных педагогических специальных технологий.

Основными критериями образования, компетенций на раннем шаге обучения мы считаем:

Значимую роль в образовании компетенций играет и процесс обучения, и пространство воспитанника в этом процессе, его эмоциональное удобство, и надобность построения системы обучения, когда во внимание берутся личные способности младшего школьника.

Компетентностный подход к обучению просит овладения обучающимися определенным комплектом способов делового общшения в процессе обучения. Познания, обретенные учащимися в процессе обучения, должны существовать нацелены на независимое использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом сложностей усвоения и трудностей их применения в нестандартной обстановке, применение заданий на дифференциацию внешне похожих явлений, на систематизацию выученного.

Результатом обучения в границах компетентностного подхода можно считать такие сформированные свойства личности, как совместимость, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах использования языка. [76;88]