logo
Чернова Александра

2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы

После второго этапа исследования был проведен третий (заключительный) контрольный этап.

На заключительном (контрольном) этапе нам предстоит определить эффективность разработанной системы учебно-практической работы, ориентированная на формирование креативной языковой личности.

Целью данного этапа эксперимента являлось изучение и анализ уровня креативности языковой личности у младших школьников на уроках русского языка. На данном этапе мы с ребятами писали сочинение на тему «Школа будущего».

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является развитие речи учащихся. Успешное изучение всех предметов школьного курса зависит в первую очередь от того, как ученики владеют речью. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво – кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты.

Обязательный минимум содержания образовательных программ «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» предъявляет следующие требования к одному из видов речевой деятельности выпускника начальной школы:

«В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Сочинения и являются как раз тем средством, которое показывает учащимся богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению

Действительно, осмысление ребёнком темы будущего сочинения – первый важнейший шаг в работе над сочинением. Дети должны прийти к выводу, что создаваемый ими текст должен соответствовать теме. Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.

На данном этапе я дала младшим школьникам только тему сочинения и свободу слова. Дети сами фантазировали и записывали свои мысли, а некоторые даже зарисовывали. Дополнительным заданием для них было сочинить стихотворение на любую тему. С этим заданием справились немногие, но все же положительная динамика наблюдается. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах. С удовольствием приступают к заданиям любого творческого характера.

Результаты проведенного урока по русскому языку в ходе формирующего этапа со специальными заданиями, выраженные в баллах представлены в таблице (табл.2):

Таблица 2