logo
Чернова Александра

Глоссарий по категориальному аппарату

Беглость мышленияспособность к генерированию большого числа идей.

Воображение – интуитивная способность видеть сущность параметров, их природную логику.

Гибкость мышления – способность к продуцированию разнообразных идей; быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому.

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми наделен организм от рождения.

Контроль — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Контрольная работа — промежуточный метод проверки знаний учащегося или студента.

Креативность – способность особого рода порождать новые идеи, отклонение в мышлении от традиционных схем, способность быстро разрешать проблемные ситуации.

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 - 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Общество — это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.

Оценка в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Проблемное обучение – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных и учебных противоречий.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, т.е. порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Творческая личность – личность, обладающая творческой направленностью и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно и субъективно новые материальные и духовные ценности, отличающиеся личной и социальной значимостью и прогрессивностью.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Универсальные учебные действия – означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Черты творческой личности – относительно устойчивые качества, являющиеся компонентом характера и проявляющиеся в особенностях поведения личности, такие как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, склонность к риску, внутренняя мотивация, личностная увлеченность, любознательность, стремление доводить все до полного совершенства, завышенные личные стандарты и др.