2.2. Опыт используемых заданий в организации формирования креативной языковой личности младших школьников
На базе Гимназии 39 города Уфы проводилось опытно-педагогическое исследование процесса формирования креативной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения.
Объектом исследования являлись учащиеся 4 «Г» класса – 17 человек.
Задача первого этапа эксперимента – выявление уровня сформированности креативности младших школьников.
Для решения поставленной задачи нами были проведены уроки русского языка и литературного чтения, которые содержали упражнения с элементами творческих заданий, развивающие креативную языковую личность младших школьников. Данные уроки с элементами творчества помогли выяснить уровнь креативности языковой личности младших школьников.
Для реализации опытно-педагогической работы нами была разработана программа исследования, которая включает описание этапов работы, диагностический инструментарий, в том числе критерии, показатели, уровни сформированности исследуемого качества, а также контрольно-измерительные материалы.
Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. В ходе теоретического изучения проблемы нами было обосновано три уровня формирования креативной языковой личности:
Низкий уровень (1-3 балла)
обучающиеся пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя;
медленно включаются в работу, нельзя предлагать заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому;
деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс;
Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости отсутствие страха чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом ожидание уроков, которые ведет учитель.
Средний уровень (4-7 балла)
учащиеся достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами;
включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями;
учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения;
ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес;
В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно еще применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
Высокий уровень(8-10 балла)
учащиеся этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя;
удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса;
их активность не нуждается в стимулирующих приемах, с удовольствием приступают к заданиям любого творческого характера.
Выбор данных уровней обусловлен особенностями предмета «Русский язык» и «Литературное чтение», требованиями ФГОС начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы. Выделенные уровни могут быть представлены в виде различных последовательных состояний измеряемого качества, что связано с процессом формирования креативной языковой личности.
Результаты проведенных уроков по русскому языку со специальными заданиями, выраженные в баллах представлены в таблице (табл.1):
Таблица 1
- Формирование креативной языковой личности младших школьников
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Теоретические основы проблемы
- Роль языковых компетенций при воспитании креативной языковой личности младших школьников
- Основные сферы в которых реализуется креативность языковой личности младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-педагогическая работа по
- Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию креативной языковой личности.
- 2.2. Опыт используемых заданий в организации формирования креативной языковой личности младших школьников
- Результат проведенных специальных упражнений
- 2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы
- Результат проведенных специальных упражнений
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Литература
- Глоссарий по категориальному аппарату
- Глоссарий по персоналиям