Заключение
Для современной науки личность представляет особый интерес, то есть это конкретный человек со своим внутренним миром, своим отношением к себе подобным, окружающему миру вещей. Язык является орудием мышления, инструментом познания, а главное – средством общения. Поэтому изучение общих языковых процессов приводит к изучению проблемы коммуникации, а значит и к ее создателю – языковой личности. Сегодня существует большое количество попыток интерпретации феномена «языковая личность».
Тщательная разработка понятия «языковая личность» отражена в работах Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова. Подробный анализ языковой личности дает Ю.Н. Караулов в книге «Русский язык и языковая личность». Исследователь пишет, что «языковая личность» – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом».
В основу нашей выпускной квалификационной работы положено формирование креативной языковой личности младших школьников.
Креативность в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Младший школьник не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.
Наше исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялось теоретическое исследование нашей темы (мы провели анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы), формулировался и уточнялся объект, предмет исследования, его цели, задачи и гипотеза.
На втором этапе исследования разрабатывалась методика проведения опытно-педагогической работы, проводился констатирующий эксперимент по выявлению имеющегося уровня сформированности креативности языковой личности у младших школьников.
На третьем этапе проводился формирующий эксперимент по формированию креативной языковой личности у младших школьников, систематизировались и обобщались результаты опытно-педагогической работы, оформлялись результаты исследования.
В ходе исследования данной темы нами были проведены уроки по русскому языку и литературному чтению, с элементами творчества. Для исследования уровня сформированности креативности языковой личности использовались упражнения по выявлению уровня креативности. На основании, которых можно сделать вывод, что на констатирующем эксперименте уровень был низким, а на контрольном – повысился.
Таким образом, в младшем школьном возрасте приобретаются основные свойства личности, именно в этот период необходимо уделить наибольшее внимание развитию коммуникативных черт характера. А так как речь является главным источником коммуникации, следовательно, задача педагогов – заботиться о развитии связной монологической речи воспитанников с учетом свойств их личности. Необходимо правильно расставить акценты и выделить наиболее значимые стороны личности ребенка.
На основании выше изложенного нами были разработаны следующие методические рекомендации для учителей начальных классов:
1. Для учителя должны быть потенциально креативными все дети, ему важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
2. Развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе необходимо обеспечивать через целенаправленную организацию учебной деятельности продуктивного характера, умело сочетая продуктивные и репродуктивные задания.
3. Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.
4. Учителю необходимо владеть методикой развивающего обучения, которая открывает безграничные возможности для формирования активной, инициативной, самостоятельной личности, обладающей огромным творческим потенциалом (учебная деятельность дает возможность ребенку максимально проявлять инициативу, самодеятельность, открывать новое, удовлетворять любознательность).
5. В условиях школьного обучения проблемная организация учебной деятельности имитирует условия творческого поиска и формирует у учащихся креативные способности.
6. Возможности творческого развития школьников учитель может расширить за счет формирования высокой мотивации к исследовательской мыслительной деятельности через включение в регулярную поисковую деятельность, развитие способности к рефлексии, самостоятельного критического мышления, развития эмоциональной сферы и творческого воображения.
- Формирование креативной языковой личности младших школьников
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Теоретические основы проблемы
- Роль языковых компетенций при воспитании креативной языковой личности младших школьников
- Основные сферы в которых реализуется креативность языковой личности младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-педагогическая работа по
- Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию креативной языковой личности.
- 2.2. Опыт используемых заданий в организации формирования креативной языковой личности младших школьников
- Результат проведенных специальных упражнений
- 2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы
- Результат проведенных специальных упражнений
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Литература
- Глоссарий по категориальному аппарату
- Глоссарий по персоналиям