logo
ответы по методике

10. Методические принципы

К методологическим принципам, характеризующим современное обучение ИЯ и действующим независимо от изучаемого языка, относятся прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Его содержательная сущность может быть сведено к следующему: обучение иностранным языкам должно быть ориентированно на формирование у обучающегося черт биполикультрной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении. Основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что главным объектом обучения является речевая деятельность на изучаемом языке, или общение на этом языке в различных видах речевой деятельности, хотя и в ограниченных пределах.

Второй методологический принцип: усвоение учащимися изучаемого языка как средства межкультурного общения возможно лишь в условиях общения, приближающегося по своим основным характеристикам к реальному общению. Данный принцип имеет много общего с принципом взаимосвязанного обучения устной речи, чтению и письму. Основной смысл рассматриваемого принципа заключается в следующем. Поскольку стратегической целью обучения ИЯ является развитие у учащихся способности к межкультурному общению, само общение выступает в качестве средства достижения этой цели и средства обучения языку и культуре его носителей. Во-первых, любое общение начинается с мотива и цели, т.е. с того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается, пишется и с какой целью. Во-вторых, общение отличает не простой обмен информацией, направленный на достижение определенной цели, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого чаще всего носит «неязыковой» характер.

И наконец, рассмотрим методический принцип - обучение иностранным языкам в контексте межкультурной парадигмы будет успешным при условии его (обучения) ориентации на родную лингвокультуру учащихся. Данный принцип имеет много общего с принципом ориентации на родной язык обучающегося, содержание которого сводится к тому, что «владение родным языком учащегося следует использовать при обучении ИЯ, поставив это владение на службу овладения народным языком. Принцип ориентации на исходную лингвокультуру учащегося предполагает, что изучение иностранного языка изначально должно не только сопровождаться изучением соответствующей культуры. Важно, чтобы чужая культура была включена в реальный жизненный процесс учащихся в развитии расширения границ его индивидуального опыта.