16.Предметный аспект содержания обучения ия.
Предметный аспект содержания обучения иностранным языкам выделяет следующие компоненты:
сферы общения: бытовая, социально-культурная, учебная и профессиональная;
темы, составляющие предмет обсуждения/восприятия и входящие в сферы речевого общения, при этом возможно включить в учебный процесс одни и те же темы на каждом последующем этапе обучения при их углублении и расширении в результате подключения проблем, актуальных для каждого возрастного периода, например, развитие темы«Семья»;
ситуации общения письменные и устные, которые влияют на выбор тематики и могут быть как однотемными, так и политемными. Ситуации должны соответствовать реальным интересам и возможностям учащихся, а также быть личностно значимыми для них, создавать условия для проявления творческой активности и самостоятельности;
тексты, которые представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых и понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения. Тексты служат практической основой овладения иностранным языком и выполняют ряд функций: коммуникативная, прагматическая, когнитивная/познавательная, эпистемическая. Различают следующие типы текстов: прагматические, эпистолярные, отрывки из художественной литературы, статьи из журналов и газет.
социокультурный компонент составляют страноведческие и лингвострановедческие знания.
языковые знания и навыки – слова, грамматические явления, которые отсутствуют в родном языке учащихся и подлежат формированию в их сознании. Сюда входит языковой материал ( фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования ими.
Предметное СО: сферы, темы и ситуации общения, тексты. Сфера общения-исторически сложившаяся область коммуникации, вкл. в свой состав разл. ситуации, темы общения и языковой материал для реализации ее содержания.Согл. учебному стандарту (1998), предполагается овладение коммуникативными умениями в рамках след.сфер и тем общения:социально-бытовая (проблемы семьи; взаимоотношения с родителями, друзьями; карманные деньги);учебно-трудовая (проблемы старшего этапа обучения; выбор профессии; проблемы свободного времени; поиски заработка); социально-культурная (город, страна изучаемого языка; СМИ; молодежная мода; путешествия; праздники; природа и экология; выдающиеся деятели науки и культуры). В рамках тем общения выд.ситуации общения: речевые и условно-речевые (учебные). Текст - единица СО - обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, цельностью, внутренней структурой – синтаксической, композиционной и логической, определенной целенаправленностью и прагматической установкой. Восприятие текста обеспечивается не только языковыми единицами, в них входящими, но и фоновыми знаниями, составляющими его предметное содержание. Текст хар-ся отнесенностью к тому или иному стилю - разговорному, публицистическому, деловому и пр.СО ИЯ нацелено на приобщение учащихся к способу речевого общения, к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, формирует у школьника представление о сферах современной жизни другого общества, его истории, культуры. При этом обучение школьников языку через культуру другого народа, т.е через диалог своей национальной культуры и культуры другого народа, необходимо осуществлять постоянно, начиная с первых шагов изучения предмета.
Содержание обучения (СО) иностранным языкам (ИЯ) понимается как категория, педагогически интерпретирующая цель обучения иностранным языкам. Если цель представляет собой многоаспектное образование, то и содержание, с помощью которого происходит достижение этой цели, не может быть не многокомпонентным. Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают его не как статичную, а как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражается как предметный аспект, так и процессуальный. Первый аспект соотносится, как правило, с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения учебному предмету. Второй аспект – это собственно навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. Помимо знаний, навыков и умений в состав содержания обучения входит также опыт эмоционально – оценочного отношения учащегося. Языковой материал не исчерпывает содержания обучения, т.к. его усвоение - это лишь база для развития умений и навыков устной речи и чтения, формирующихся не только на основе различного языкового материала, но и на основе связного целого, которое выступает в виде звучащих текстов или текстов в графическом оформлении. Отсюда следует правомерное включение текстов и тематики в СО.
Таким образом, под содержанием обучения ИЯ следует понимать языковой материал (фонетический, лексический, орфографический, грамматический), тематику, звучащие тексты, тексты в традиционной орфографии, языковые понятия, не свойственные родному языку обучающегося, а также лексические, грамматические, произносительные, орфографические навыки и умения обращаться к справочной литературе при работе над языком. И. Б. Бим относит к СО следующее: 1. языковой и речевой материал разного уровня организации (от слова до звучащего текста) и правила оформления, и оперирование им («лингвистическая» информация), элементы «языковой культуры»; 2. предметное содержание, передаваемое с помощью этих единиц в рамках темы, применительно к ситуации общения (экстралингвистическая информация - мысли, духовные ценности) как компоненты социального опыта, культуры; 3. предметные и умственные действия с иноязычным материалом, на основе которых формируются знания, навыки и умения в русле основных видов РД. С. Ф. Шатилов, известный методист, несколько иначе классифицирует компоненты СО. Он выделяет 4 основных аспекта: 1) Языковой материал, который должен быть соответствующим образом организован. Существует также 3 уровня его организации: а) слово «готовые фразы» (штампы); б) речевой образец (предложение, фраза); в) текст, тема; 2) Навыки и умения, которые обеспечивают владение разными видами РД; 3) Система упражнений; 4) Текстовый материал.
- 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам
- 4. Понятия “коммуникативная компетенция». Ее характеристика и структура.
- 5. Программа по иностранным языкам для различных типов школ. Проект государственного образовательного стандарта по иностранному языку.
- 6. Психологические особенности содержания и процесса обучения иноязычному общению. Характеристика навыков и речевых умений.
- 7. Лингвистические основы обучения ия. Язык, речь и речевая деятельность
- 8.Дидактические принципы обучения иностранным языкам.
- 10. Методические принципы
- 11.Принцип наглядности в обучении иностранным языкам. Виды наглядности в действующих умк.
- 12. Средства обучения. Компоненты умк, их характеристика и назначение. Связь средств с содержанием и методами обучения.
- 13. Проблема системы упражнений в методической литературе. Упражнение как методическая единица. Классификация упражнений. Принципы построения системы упражнений для обучения иноязычному общению.
- Глава 2. Какие проблемы возникают применительно к упражнениям
- 14.Современные методы обучения ия.
- 15.Сравнительная характеристика прямых и грамматико-переводных методов обучения ия.
- 16.Предметный аспект содержания обучения ия.
- 17. Процессуальный аспект содержания обучения ия.
- 18.Отбор содержания обучения ия.
- 1. Отражение специфики предмета иностранный язык
- 2.Соответствие общедидактическим принципам
- 3.Соответствие целей, задач и содержания учебно-методических материалов нормативным документам
- 4. Нацеленность содержания учебных материалов на требования профильного обучения
- 6. Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения
- 19.Цели, содержание и методика обучения произносительной стороне речи.
- 20.Цели, содержание и методика обучения грамматической стороне речи.
- 3. Проблема “типологии лексики”.
- 4. Заключение.
- 22.Аудирование как цель и средство обучения. Трудности при аудировании. Упражнения.
- 23.Цели, содержание и методика обучения диалогическому общению.
- 24. Цели, содержание и методика обучения монологическому общению
- 25. Обучение чтению как виду речевой деятельности. Уровни понимания при чтении. Условия, обеспечивающие понимание читаемого. Упражнения. Контроль понимания читаемого.
- 26. Методика обучения чтению на разных ступенях обучения. Виды чтения.
- 27. Современный урок иностранного языка. Структура и основные требования к уроку иностранного языка на разных ступенях обучения.
- 28. Планирование и его роль в обучении иностранному языку. Виды планов и их характеристика. Условия, обеспечивающие успешное планирование урока иностранного языка.
- 29. Цели, задачи и особенности работы на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра как основное средство обучения на раннем этапе.
- 31. Внеклассная работа по иностранному языку. Пути и способы повышения воспитательной и образовательной направленности внеклассной работы.
- § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система
- 32. Самостоятельная работа по владению иностранным языком как резерв учебного процесса. Виды и уровни самостоятельной работы. Роль памятки использования тсо в организации самостоятельной работы.