logo
ГЭК нач

15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.

В дидактике выделяют следующие виды обучения: сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение. Характеристика сообщающего вида обучения при котором моделирование педагогических и учебно-познавательных действий происходит следующим образом: учитель предоставляет учебную информацию посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств, обучает репродуктивному мышлению; ученики воспринимают, запоминают и воспроизводят информацию, сообщаемую учителем. История проблемного обучения от Сократа до наших дней. Проблемное обучение как процесс самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем. Учитель как организатор учения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, исследовательская деятельность. Ключевые понятия проблемного: проблемная ситуация, проблема, проблемная задача (задание), гипотеза. Программированное обучение как относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). Виды обучающих программ в зависимости от характера шагов программы: линейная программа, разработанная Б.Ф.Скиннером и разветвленная программа, разработанная Н.А.Краудером. Блочное обучение как соблюдение баланса между четкими предписаниями программы и свободой действий ученика: информационный блок; тестово-информационный (проверка усвоенного); коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции. Модульное обучение (как развитие блочного) – организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, включающей в себя модули (блоки): целевой; информационный; операционный, то есть методическое руководство по достижению целей обучения; блок проверки знаний. Достоинства и недостатки каждого вида обучения. Применение в деятельности учителя начальных классов различных видов обучения.