15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
В дидактике выделяют следующие виды обучения: сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение. Характеристика сообщающего вида обучения при котором моделирование педагогических и учебно-познавательных действий происходит следующим образом: учитель предоставляет учебную информацию посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств, обучает репродуктивному мышлению; ученики воспринимают, запоминают и воспроизводят информацию, сообщаемую учителем. История проблемного обучения от Сократа до наших дней. Проблемное обучение как процесс самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем. Учитель как организатор учения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, исследовательская деятельность. Ключевые понятия проблемного: проблемная ситуация, проблема, проблемная задача (задание), гипотеза. Программированное обучение как относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). Виды обучающих программ в зависимости от характера шагов программы: линейная программа, разработанная Б.Ф.Скиннером и разветвленная программа, разработанная Н.А.Краудером. Блочное обучение как соблюдение баланса между четкими предписаниями программы и свободой действий ученика: информационный блок; тестово-информационный (проверка усвоенного); коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции. Модульное обучение (как развитие блочного) – организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, включающей в себя модули (блоки): целевой; информационный; операционный, то есть методическое руководство по достижению целей обучения; блок проверки знаний. Достоинства и недостатки каждого вида обучения. Применение в деятельности учителя начальных классов различных видов обучения.
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя начальных классов в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя начальных классов.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя начальных классов в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя начальных классов.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место начальной ступени в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в системе начального образования.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе начального образования.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- 14. Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 16. Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя начальных классов. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- 17. Средства обучения, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 18. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя начальных классов в решении задач воспитания.
- 19. Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в начальной школе.
- 20. Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя начальных классов в ее осуществлении.
- 21. Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя начальных классов в работе с ученическим коллективом.
- 22. Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем начальных классов.
- 23. Теоретические основы семейного воспитания: значение семьи и жизни ребенка, функции семьи, условия правильного семейного воспитания, ошибки в семейном воспитании.
- 24. Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Возможности начальной школы в обеспечении данного направления работы.
- 25. Педагогическая концепция воспитательной системы. Воспитательная система в начальной школе.
- 26. Особенности воспитания и обучения младших школьников. Способы педагогического влияния учителя начальных классов на адаптацию учащихся.
- 27. Развивающее обучение. Система л.В. Занкова.
- 29.Системы обучения в начальной школе.
- 30. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Практическая часть
- 12. Решить педагогическую ситуацию.
- 13. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?
- 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
- 15. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
- 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
- 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?