logo
ГЭК нач

13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).

Различные определения метода обучения (в трактовке И.Ф.Харламова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Савина, П.И.Пидкасистого, Т.А.Ильиной). Сущность приема обучения как составной части метода. Развитие методов обучения по мере развития человечества: подражание, словесное объяснение, наглядное обучение, проблемные методы, методы развивающего обучения. Подходы к проблеме классификации методов обучения, использование разных оснований для классификации: по уровню активности учащихся, по уровню включения в продуктивную творческую деятельность, по источникам получения знаний, по дидактическим целям. Обзор классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским. Характеристика методов обучения по С.А.Смирнову: I.Методы организации учебно-познавательной деятельности (1.Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. 2.Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения (устные, письменные, графические), лабораторные работы, практические работы. 3.Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа); II.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (1.Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха в обучении; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив. 2.Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска. 3.Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль); III.Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся-консультантов); IV.Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия (организация обсуждения материала), создание креативного поля (Д.Б.Богоявленская – пространство возможных творческих решений), перевод игровой деятельности на творческий уровень); V.Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной, социального и психического развития учащихся (повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменный опрос (индивидуальный и фронтальный), выставление поурочного балла, контрольная работа, проверка домашних работ учащихся, тестирование). Условия оптимального выбора методов обучения: соответствие методов принципам обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям школьников; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям самих учителей.