13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
Различные определения метода обучения (в трактовке И.Ф.Харламова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Савина, П.И.Пидкасистого, Т.А.Ильиной). Сущность приема обучения как составной части метода. Развитие методов обучения по мере развития человечества: подражание, словесное объяснение, наглядное обучение, проблемные методы, методы развивающего обучения. Подходы к проблеме классификации методов обучения, использование разных оснований для классификации: по уровню активности учащихся, по уровню включения в продуктивную творческую деятельность, по источникам получения знаний, по дидактическим целям. Обзор классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским. Характеристика методов обучения по С.А.Смирнову: I.Методы организации учебно-познавательной деятельности (1.Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. 2.Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения (устные, письменные, графические), лабораторные работы, практические работы. 3.Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа); II.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (1.Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха в обучении; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив. 2.Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска. 3.Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль); III.Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся-консультантов); IV.Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия (организация обсуждения материала), создание креативного поля (Д.Б.Богоявленская – пространство возможных творческих решений), перевод игровой деятельности на творческий уровень); V.Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной, социального и психического развития учащихся (повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменный опрос (индивидуальный и фронтальный), выставление поурочного балла, контрольная работа, проверка домашних работ учащихся, тестирование). Условия оптимального выбора методов обучения: соответствие методов принципам обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям школьников; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям самих учителей.
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя начальных классов в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя начальных классов.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя начальных классов в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя начальных классов.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место начальной ступени в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в системе начального образования.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе начального образования.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 13. Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- 14. Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 15. Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 16. Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя начальных классов. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- 17. Средства обучения, их применение в деятельности учителя начальных классов.
- 18. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя начальных классов в решении задач воспитания.
- 19. Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в начальной школе.
- 20. Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя начальных классов в ее осуществлении.
- 21. Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя начальных классов в работе с ученическим коллективом.
- 22. Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем начальных классов.
- 23. Теоретические основы семейного воспитания: значение семьи и жизни ребенка, функции семьи, условия правильного семейного воспитания, ошибки в семейном воспитании.
- 24. Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Возможности начальной школы в обеспечении данного направления работы.
- 25. Педагогическая концепция воспитательной системы. Воспитательная система в начальной школе.
- 26. Особенности воспитания и обучения младших школьников. Способы педагогического влияния учителя начальных классов на адаптацию учащихся.
- 27. Развивающее обучение. Система л.В. Занкова.
- 29.Системы обучения в начальной школе.
- 30. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Практическая часть
- 12. Решить педагогическую ситуацию.
- 13. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?
- 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
- 15. Решить педагогическую ситуацию.
- 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
- 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
- 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?