logo
ГЭК нач

16. Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя начальных классов. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.

Диагностика как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Различают: диагностирование обученности и диагностирование обучаемости. Контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий как составные части диагностики. Дидактическая функция контроля, проверки, оценки. Принципы контроля: объективность, систематичность, наглядность. Методы контроля: методы устного и письменного контроля, практические работы, тесты. По количеству участников различают: методы индивидуального, фронтального, комбинированного контроля. Формы контроля: экзамен, зачет, коллоквиум. Отметка как балловое выражение оценки. Развитие оценочной системы обучения. Способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы. Недостатки оценочной системы. Неуспеваемость учащихся как ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Причины школьных неудач: социально-экономические, биопсихического характера, педагогические (дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе). Средства устранения дидактических причин неуспеваемости: педагогическая профилактика – поиск оптимальных педагогических систем; педагогическая диагностика –систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов; педагогическая терапия – это дополнительные занятия; воспитательное воздействие с целью включения механизмов самовоспитания.